|
||||
236 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
В старые годы угоревшему
давали нюхать тертый хрен и выводили на свежий воздух «считать
звезды». Иногда угоревшему клали за пазуху лед и вкладывали в уши по
крупной мороженой клюквине или прикладывали к голове листья
кочанной квашеной капусты. В наше время угоревшему
ВЫПЕЧКА
ХЛЕБА |
ставят на голову холодный
компресс (со льдом), дают нюхать нашатырный спирт и выводят или
выносят пострадавшего на свежий воздух. Как только больной придет в
себя, его укладывают на постель в хорошо проветренном помещении и дают
выпить крепкий чай или кофе. |
|||
|
||||
У славянских народов хлеб всегда
был не только основным продуктом питания, но и почитался как символ достатка, изобилия и
материального
благополучия. В крестьянских семьях с малых лет
приучали к бережному
отношению к хлебу. Считалось, что от того, как человек
относится к хлебу, зависит его здоровье, сила и удача. Когда ели хлеб, то
боялись уронить на пол хотя бы
крошку. Если же такое случалось, то, согласно неписаным
правилам, хлебную крошку нужно
было немедленно поднять,
поцеловать, а потом съесть или же бросить в горящую печь.
Обычно хлеб выпекали через два-три дня. День выпечки хлеба считался
особенным. На Украине |
хлебу в Великий четверок. В этот
день все в доме вставали до петухов. Большуха, то есть старшая в доме
женщина, затопляла печь и пекла в ней хлеб в полном молчании. При
этом она постоянно крестилась сама, крестила печь, тесто в квашне и
испеченные караваи хлеба. Считалось, что после этой обрядовой выпечки хлеб
не будет переводиться в закромах (сусеках) в течение всего
года.
Если варево (щи, каша,
картофель и др.) готовили непосредственно во время топки, то
печево (хлеб, пироги, пряники) — после ее завершения, при
закрытой трубе. |
|||
|
||||
стряпуха по этому случаю
повязывала на голову яркий платок и надевала нарядную одежду. Хлеб
сажали в печь при полном
безмолвии. Пока он находился в печи, нельзя было шуметь,
громко разговаривать, а тем более браниться и ссориться. Считалось,
что бранные слова «раздражают»
хлеб и он поэтому может не удасться. Особое внимание
оказывалось |
Когда топка печи подходила к
концу, стряпуха снимала с печи квашню и вынимала из нее перебродившее
готовое тесто. Оставшиеся на стенках остатки теста собирала в один
комочек и, положив его на дно квашни, присыпала сверху мукой. А перед
следующей выпечкой использовала его в качестве закваски.
Выложенное |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
237 |
||
|
|||
на доску тесто делила на
отдельные куски, из которых формовала круглые караваи. Нередко для
этих целей использовали специальные формы — глубокие чаши диаметром
20—25 см и высотой 8—10 см. Их
вытачивали из древесины лиственных пород, плели из ивы, лыка и
корней хвойных деревьев, а также из соломенных жгутов. Разложив тесто
по формам, стряпуха выгребала из печи золу и оставшиеся угли. Золу
ссыпала в зольник, а угли в тушильник (специально для этого
приспособленный горшок, накрываемый сковородой). Затем под
тщательно подметала помелом. Хлеб полагалось сажать в печь в ту пору,
когда в горниле был ровный сильный жар. Опытные стряпухи такой
жар называли изволочным и могли его определить, протянув
руку в горнило или подставив к устью обнаженный локоть. Однако
большинство стряпух пользовались простым и доступным способом
определения того момента, когда в горниле возникал изволочный жар,
необходимый для успешной выпечки не только хлеба, но и пирогов, а также
пряников. Этот способ используется и по сей день. На под печи
бросают щепоть муки. Если мука
тут же вспыхивает или превращается в многочисленные искры, то
значит, под печи слишком
раскален, а в горниле очень высокая температура. Сажать хлеб
при такой температуре нельзя. В этих случаях стряпуха смачивает под
водой с помощью помела и через некоторое время снова бросает на
него |
щепоть муки. Если она уже не
вспыхивает, но мгновенно чернеет, то сажать хлеб также рано и
необходимо под еще раз смочить водой. Если после этого
брошенная на под мука станет
коричневой, то значит, в печи возник тот самый изволочный жар и
пора сажать хлеб. Чтобы не выхолодить печь, трубу полностью закрывали.
Отформованные караваи по очереди вываливают на припорошенную
мукой деревянную лопату и, смочив сверху водой, протыкают в
нескольких местах деревянной иглой. Затем каравай вносят на
лопате в горнило. В намеченном месте лопату резко дергали на
себя, и каравай оказывался на поду печи. Некоторые стряпухи клали на
лопату вместо муки листья капусты, петрушки, сельдерея или лопуха. У
хлеба, выпеченного на листьях, очень вкусная хрустящая
подовина. В северных районах после посадки хлеба в печь в
устье печи держали некоторое время пучок горящих лучин.
Считалось, что после такой процедуры хлеб выйдет из печи румяным и
душистым. Посадив в печь караваи, стряпуха тут же закрывала заслонку.
Опытные стряпухи примерно знали, сколько нужно хлебу находиться в
печи, чтобы он смог как следует пропечься и в то же время не
подгореть. Однако существовал простой способ, помогающий точно
определить время нахождения хлеба в печи. Как только хлеб отправляли
в печь и закрывали заслонку, в стакан с чистой водой бросали шарик
величиной с лес- |
||
|
|||
|
||||
238 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
ной орех, скатанный из того же
теста. Шарик сразу же падал на дно стакана. Но проходило какое-то время —
и он всплывал. Это и было для стряпухи сигналом, что пора проверить
готовность хлеба. Открыв заслонку, она доставала один из караваев и
ударяла по подовине костяшками пальцев. Хлеб считался пропеченным,
если раздавался четкий и ясный звук. Если звук был глухим, то хлеб
следовало снова отправить в печь. Существует и другой способ проверки
готовности хлеба. В каравай втыкают стальную или хорошо
отшлифованную деревянную иглу. Хлеб считается пропеченным, если
извлеченная из него игла останется чистой. Присутствие на ней
частичек теста говорит о том, что хлеб еще не пропекся, хотя на нем уже
образовалась румяная корочка. Такой хлеб снова отправляли в печь.
Готовый, пропекшийся хлеб вынимали из горнила и оставляли остывать на
столе или где-нибудь
РУССКИЙ
ПРЯНИК
Одним из самых излюбленных
лакомств на Руси всегда были пряники. Приноравливаясь к возможностям
русской духовой печи, фантазия народных кулинаров способствовала
появлению пряников на любой вкус. В.И.Даль приводит в Толковом словаре
лишь основной перечень пряников, выпекаемых в стародавние годы, но и
он достаточно внушителен: «Наши пряники бы- |
на лавке рядом с печью, прикрыв
сверху чистым полотенцем.
Подовые пироги. К празднику в русской печи пекли пироги с начинкой из мяса, ливера (печенки, легких, сердца), рыбы и риса, грибов, капусты, зеленого лука с яйцами, яблок, а также различных ягод. На русском Севере всегда были излюбленными пироги с начинкой из рыбы (рыбники) и пироги с морошкой. Уроженец северного края поэт В. Потиевский написал в свое время такие строки: В карельском северном краю
Готовят в русской печке рыбник. И дым пахучий, непрерывный Возносит синюю
струю... Вдоль окон скромная резьба В карельском доме. А в морозы пекут в
печи пирог
с морошкой, И пахнет солнцем вся
изба.
Выпечка пирогов мало чем
отличается от выпечки хлеба. Правда, в печь их отправляли на противне
из листовой стали, установленном на деревянной
лопате. |
|||
вают одномедные, медовые,
сусляные, сахарные, битые (до пуда весом, Городец, Нижегородской
губ.), коврижки, жемки, жемочки, орехи, фигурные, писаные, печатные и
пр.». Однако пряники в старину были не только лакомством, но и
украшением праздника, его определенным символом. Некоторые пряники,
вышедшие из рук талантливых пекарей, можно было смело причислить к
произве- |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
239 |
||
|
|||
дениям
декоративно-прикладного искусства. Специально к Новому году
хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек,
которые использовались как лакомые елочные украшения. К весенним
праздникам выпекали жаворонков, символизирующих пробуждающуюся
природу. Богато украшенные затейливыми узорами, пряники дарили на свадьбе
невесте, а имениннику на день рождения. |
Их дарили родным и знакомым,
когда ходили друг к другу в гости.
Оставшимися с праздника козулями украшали также зимние окна. В
некоторых деревнях Архангельской и Вологодской областей
живут и сейчас мастерицы, у
которых из русской печи выходят козули всем на удивление. Красота и
выразительность таких пряников полностью зависят от искусства
стряпухи, от ее умения в условной декоративной манере
передавать самое характерное. Иной лепной пряник представляет собой
довольно сложную декоративную скульптуру.
Вырезные пряники.
В отличие от лепных, вырезные
пряники — плоские. Они
вырезаются из пластины
раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. У хорошей стряпухи всегда было в запасе
несколько форм-высечек,
с помощью которых можно
было легко и быстро вырезать
из теста фигурки петушков,
жаворонков, коровок, рыбок и т.п. Формы изготовляли из узких полосок листовой стали. Полоску
сгибали по контуру пряника, а концы припаивали или
со- |
||
По технологии изготовления
пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и
печатные. |
|||
Лепные пряники.
Лепные пряники, или
козули, широко распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки
не требовалось — их лепили из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные
игрушки. По сути дела,
каждый лепной пряник был своеобразной миниатюрной декоративной
скульптурой. Из крутого
теста, а подчас и хлебного мякиша лепили оленей, лошадок, овец, коровок,
птичек и разных лесных
зверушек (рис. 79). Несмотря
на все разнообразие выходящих из рук умельцев
животных, все они
назывались одним именем —
«козули». Обычно козулей
выпекали перед первым выгоном скота на пастбище, началом сева,
после окончания покоса и к другим подобным событиям. Пекли козули также перед
Рождеством. |
|||
|
|||
|
||||
240 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
единяли с помощью заклепок
(рис. 80). Чтобы форму удобно было держать в руке, а заодно придать ей дополнительную
жесткость, сверху к ней прикрепляли ручку (рис. 80, а 1).
Приступив к изготовлению вырезных пряников, хорошо
вымешанное крутое тесто раскатывали скалкой до необходимой
толщины (она зависит от размеров пряников). Затем поочередно
форму вдавливали в тесто, стараясь как можно рациональнее
использовать заготовленную лепешку (рис. 80, б). Вырезанные
фигурки откладывали в сторону на доску, слегка припорошенную мукой
(рис. 80, в), а оставшиеся обрезки теста соединяли вместе в один
кусок, тщательно разминали и раскатывали. Из полученной
лепешки также вырезали пряники. После этого обрезков теста
осталось совсем мало. Чтобы не пропадало тесто, из них вручную лепили
круглый или прямоугольный пряник.
Большие подарочные пряники
вырезали из толстой лепешки обычно ножом и в единственном экземпляре
(рис. 80.1). За их изготовление обычно брались опытные и искусные стряпухи.
Предварительно на раскатанную лепешку деревянной иглой
наносили контуры пряника. Затем ножом лепешку прорезали по
нанесенным контурам, удаляя лишние куски теста (рис. 80.1 а). Под лезвием
ножа (или формы-высечки) тесто немного сминалось (рис. 80.1
б), поэтому края пряника выходили закругленными (рис. 80.1
в). |
Пряники печатные.
Кто не знает с детства строчки из
сказки А.С. Пушкина:
Старичок к старухе воротился. Что
ж? Пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит
она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным...
Что же такое печатные
пряники, которые подавали к столу царским особам? Теперь
мало кто знает, что это пряники, отпечатанные (отформованные) из
теста в специальных деревянных формах-изложницах. Такие формы,
которые повсеместно называли на Руси пряничными досками, имели
обратный рельеф, или, как его еще называют,
контррельеф. |
|||
Изготовляли пряничные доски из
древесины лиственных пород.
Мастер, вырезавший на
дереве контррельеф, должен был хорошо знать приемы выемчатой резьбы. К тому же
ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет
выглядеть та или иная деталь после получения отпечатка на
тесте. На пряничных досках изображали птиц, рыб, зверей, фантастических
животных, терема и фигуры людей (рис. 81).
Распространены были пряничные доски, изображавшие всадника
на коне, гусара, барышню, кавалера под руку с дамой. Иные
контррельефы имели форму круга, прямоугольника или |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
241 |
||
|
|||
квадрата. Иногда на пряничных
досках выполняли в зеркальном отражении надписи, например: «Кого люблю —
дарю»; «Пряники кушать добрым людям во здравие и честь»; «Сей пряник с
медом, с перцем и духами». |
Резчики изготовляли также
специальные пряничные доски, с помощью которых можно было
отпечатать сразу много небольших по размеру пряников. Получив с
помощью такой доски отпечаток на тесте, пряник пекли, а
затем |
||
|
|||
Рис.
80 |
|||
|
|||
|
||||
242 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
разрезали ножом на равные
прямоугольники, ориентируясь на отпечатанные на нем специальные
желобки. Таким способом печатались «разгони», или разгонные
пряники. Эти пряники хозяева вручали засидевшимся гостям в конце
праздника. Получив «разгоню», гости понимали, что не следует
засиживаться, а пора расходиться по домам. В каждой клетке пряничной
доски помещали условные изображения животных и растений: листья,
цветы, птицы, рыбы, а также орнаменты в виде всевозможных плетенок,
звездочек и розеток. Несколькими точными и умелыми порезками
народный резчик выполнял в каждой клетке характерное и выразительное
изображение, отличающееся простотой и
лаконичностью.
Пряничные доски исстари
вырезали из однородной и прямослойной древесины лиственных
пород: груши, березы и липы. Древесина |
груши и березы довольно твердая,
благодаря этому на ней можно выполнять очень тонкие порезки. Поэтому она
больше подойдет для таких пряничных досок, на которых необходимо вырезать
очень мелкие детали. Порезки на груше и березе отличаются четкостью и
чистотой среза. Древесина липы мягкая, и на ней режут контррельефы с более
крупными деталями. Наряду с липой для пряничных досок можно применять
древесину ольхи, осины и ивы, близкую к липе по физико-механическим
свойствам. Выемчатую резьбу выполняют простейшими резчицкими
инструментами: прямыми и полукруглыми (желобчатыми) стамесками и
резаком или ножом-косяком. Вначале резаком, а затем и полукруглыми
стамесками делают глубокие прорези вдоль нанесенных карандашом линий
(рис. 82, а). Вслед за этим широкой полукруглой стамеской
выбирают древесину в пределах контуров на небольшую глубину
(рис. 82, б). Затем плоской стамеской выравнивают дно полученного
углубления. На следующем этапе вырезают полукруглой стамеской
полусферическое углубление для туловища и головы лошадки (рис. 82,
в). |
|||
|
||||
Чем глубже углубления в
контррельефе, тем толще и объемнее будет
пряник. |
||||
В зависимости от характера
изображения углубления контррельефа могут иметь плоское или
сфе- |
||||
Рис.
80.1 |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
243 |
||
|
|||
рическое дно. Однако стенки
любого углубления должны быть всегда скошены так, чтобы форма легко
снималась с отпечатанного пряника. С таким же расчетом вырезают и более
мелкие детали (рис. 82, г). Обычно это
неглубо- |
кие порезки, выполненные в
технике скобчатой и трехгранновыемчатой резьбы. Скобчатую, или
ногтевую, резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя как
вспомогательный инструмент нож-косяк. Нанося
элемен- |
||
|
|||
|
|||
Рис. 81 |
|||
|
|||
|
|||
Геннадий Федотов |
|||
|
|||
ты резьбы, резчик исходит из
того, что любое углубление, сделанное на деревянной форме, на
прянике станет выпуклостью. Например, вырезанный на
пряничной доске полукруглой стамеской желобок отпечатается на тесте в
виде продолговатого бугорка. Закончив
резьбу, пряничную доску зачищают наждачной бумагой или шлифовальной
шкуркой. Затем жесткой щетинной щеткой тщательно вычищают готовую
форму, удаляя застрявшие в древесных волокнах мелкие частицы
абразива. До поры до времени пряничную доску хранят на стене кухни
рядом с печью. Умело
выполненная пряничная доска только украшает интерьер кухни. Доску
стараются |
повесить
так, чтобы свет на нее падал
сбоку. При боковом освещении четко выявляются все
мельчайшие детали и
зрительно усиливается
глубина контррельефа.
Перед употреблением
пряничной доски по прямому назначению, то есть перед тем, как
начать печатать пряники, ее протирают несколько раз льняным, оливковым или
подсолнечным маслом. Это необходимо для того, чтобы тесто при
печатании пряников не прилипало к пряничной
доске. |
||
Выпекание и
украшение пряников. Для
приготовления пряни- |
|||
|
|||
Рис. 82 |
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
245 |
||
|
|||
ков замешивали густое пресное
тесто (без дрожжей) из пшеничной или ржаной муки. Его
приправляли черной патокой (пережженным сахаром), корицей,
гвоздикой и медом. Патоку, которая придает пряникам своеобразный
вкус и темный цвет, получали из сахарного песка. Слегка
разведенный водой сахарный песок ставили на медленный огонь и варили до
тех пор, пока сироп не приобретал темно-коричневого цвета.
Соединенные вместе все компоненты тщательно перемешивали. Затем тесто
переминали, добавляя в него небольшими порциями муку до тех пор, пока
оно не переставало прилипать к рукам. По конси- |
стенции и пластичности тесто
должно напоминать мягкую замазку или пластилин. Затем приступали
к формовке пряников одним из известных способов, то есть их лепили,
вырезали или печатали.
Отформованные пряники
покрывали глазурью и расписывали. Глазурь готовят из густого
сахарного сиропа. Она может быть бесцветной или же окрашенной в
какой-либо цвет растительными красителями: соком черной смородины,
черноплодной рябины, свеклы, моркови, настоем зверобоя, отваром
крапивы, календулы (ноготков) и других
растений. |
||
|
|||
Рис 82 (продолжение) |
|||
|
|||
|
|||
246 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
Глазурованный пряник
подсушивают на печи при температуре 50—60° в течение 1—2
часов. |
Окрашенным тестом наполняли
фунтик из промасленной бумаги. Тесто
выдавливали через узкое отверстие, оставляя на поверхности
пряника выпуклые мазки в виде всевозможных завитков, линий и точек. Умело комбинируя эти
простые элементы,
мастерица наносила на пряники выразительную и лаконичную
роспись. |
||
Для отделки печатных пряников,
украшенных рельефными узорами, применяют только глазурование,
которое выразительно подчеркивает каждую его деталь. Лепные и
вырезные пряники обязательно расписывают. В отдельных плошках
готовят специальные пищевые краски, состоящие из сахарного сиропа,
яичного желтка и растительного красите-" ля. Красители используются те же,
что и для окраски глазури. Роспись выполняют кистями, сделанными из
беличьего волоса. Особенно красочно расписывали в старину вырезные
подарочные пряники, изготовленные из темного медового теста. На
темный фон наносили затейливые узоры из белого сахара.
Нередко мастерицы использовали
прием декорирования пряников жидким разноцветным
тестом. |
|||
Так же как
хлеб и пироги, пряники выпекали в русской печи после
окончания топки. При этом температура в горниле должна
быть примерно
210—220°С. |
|||
Пряники выпекали на противне из
листовой стали, смазанном тонким слоем растительного масла. Их
размещали так, чтобы они не касались друг друга. Затем противень с
пряниками ставили на деревянную лопату и отправляли в печь. После
этого закрывали устье горнила заслонкой. Пряники обычно были
готовы примерно через 10—15
минут. Хозяйка следила за тем, чтобы они не
подгорели. |
|||
|
|||
|
|||
Чтобы уберечь избу от сырости,
печи время от времени протапливают даже летом. Разумеется, для топки
старались выбирать прохладные пасмурные дни. Как только в лесу
появлялись первые грибы-колосовики, о русской печке пока еще не
вспоминали. Сварить суп с боровиками или |
поджарить маслят можно на
любой печи. Но вот в августе и сентябре, когда наступала пора
сушки грибов, яблок, груш, черемухи, шиповника и других даров
природы, без вольной русской печи обойтись было трудно. В
холодную сырую погоду на перекрыше печи или в духовой камере
суши- |
||
|
|||