|
|||
Русская печь |
223 |
||
|
|||
кряжа располагают шесть
остальных. Средний кряж обтесывают так, чтобы получилась правильная
шестигранная призма. Готовую призму ставят на лист картона и обводят
карандашом только три ее грани. Строго следуя полученным контурам, из
картона вырезают шаблон, с помощью которого контролируют обтесывание
каждых трех граней-пластей у шести остальных чураков. Подогнанные
друг к другу чураки соединяют деревянными штырями или большими
гвоздями, а затем сверху и снизу набивают по обручу. |
Разумеется, пенек будет приятно
держать у печи на видном месте, если он будет по-своему дополнять и
даже украшать кухонный интерьер. Поэтому следует позаботиться о его
внешнем виде. С этой целью его боковые поверхности окрашивают
масляными или клеевыми красками, наносят несложную резьбу или роспись в
тон печи. То есть исходят из того, что топчан, так же как и дровница,
полки, полати, голбец, лестница и другие деревянные пристройки,
полноправно входит в общий ансамбль печи. |
||
|
|||
ОБРАЩЕНИЕ С РУССКОЙ
ПЕЧЬЮ |
|||
|
|||
Разведение огня. Русскую
печь затапливали рано утром. Когда в доме все еще спали, хозяйка была уже
на ногах. Сотворив молитву, она приступала к делу. Если в этот день должны
были выпекаться хлебы, она снимала с печи поставленную там с вечера
квашню с тестом. В тесто стряпуха добавляла муку с солью, затем,
тщательно вымешав, завязывала сверху холстиной и ставила на прежнее
место.
Затем хозяйка открывала трубу и
приступала к растопке печи. Если в горнушке со вчерашней топки сохранились
жаркие уголья, то их выгребали на середину пода, клали сверху
растопку и вздували огонь. Если же уголья в печи по какой-либо причине не
были сохранены, то огонь разжигали заново. До того как были
изобретены спички, огонь для растопки |
печей высекали с помощью
огнива или же трением дерева о дерево. Разумеется, таким
способом огонь добывали не каждый день, а раз в месяц, то и в зиму. В
остальное время пользовались сохраняемыми в горнушке калеными
угольями.
Высекание огня. В
старинной русской загадке говорится: «Огонь в камне спал, по железу встал,
по дереву пошел — как сокол полетел». По сути дела, в ней образно
изображен процесс высекания огня с помощью кремневого камня и
железного огнива, или кресала (рис. 76, а). Огниво — это
небольшая стальная пластинка, имеющая округлые формы, которую обычно
ковали кузнецы в деревенской кузнице. Позже стали использовать
обычные обломки напильников. Кремень — довольно широко
распространенный ка- |
||
|
|||
|
||||
224 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
мень, имеющий высокую
твердость. Обычно его находили где-нибудь у ручья, на карьере в
песке, а иной раз подбирали где-нибудь на дороге. Кремень часто
меняли, стараясь подобрать такой камень, который было бы удобно
держать в руке. При резком скользящем ударе огнива по кремню возникают
искры, которые, пролетев небольшое расстояние, гаснут. Чтобы
поймать эти слабые зародыши огня, не дать им угаснуть, нужно, чтобы на их
пути оказался такой материал, который тут же начинал тлеть.
Одним из таких материалов оказался трут. Его добывали из
гриба-трутовика, растущего на стволах деревьев, чаще всего на березах.
Кусочки трутовика, напоминающие замшу, варили в водном растворе
селитры, затем сушили и толкли до тех пор, пока они не становились мягкими
как вата. Вместо трута в иных местах использовали пух ивовых сережек,
смешанный с толченым древесным углем.
Когда при ударе огнива о кремень
на трут падала искра, он начинал тлеть. Сверху на него клали растопку
из сухих стружек или бересты и раздували до тех пор, пока растопка не
воспламенялась. После этого подкладывали уже сухие лучины, а затем тонкие
поленья.
Живой огонь. В глубокой
древности наши предки получали огонь с помощью трения дерева о дерево
для того, чтобы зажечь дрова в своем очаге. Позже, когда были найдены
другие, более |
удобные способы получения
огня, «деревянный», или «живой» огонь, как его тогда называли,
утратил свое практическое значение. Однако сохранилась вера в
его священный характер и чудодейственную силу. Считалось, что живой
огонь может остановить падеж скота и эпидемии различных болезней.
Поэтому, как только наступала беда, крестьяне вытирали из дерева
живой огонь, разжигали от него костры, через которые прогоняли скотину.
Чтобы все беды обходили стороной крестьянский дом, в первый день
нового года, а также в другие крупные праздники печь затапливали с
помощью живого огня. С середины XIV века вплоть до 1700 года новый год на
Руси начинался с 1 сентября (14 сентября по новому стилю) на
Семен-день. И хотя в XVIII—XIX веках новый год, как и во всей Европе, в
России встречали уже 1 января, традиция вытирать живой огонь из дерева 1
сентября по-прежнему сохранялась. Вечером 31 августа (по старому
стилю) во всех печах гасили старый огонь, то есть выгребали из горнушки
находившиеся там уголья и высыпали их в чугун-тушильник,
прикрыв его сверху сковородой. В тушильниках, вынесенных во
двор, уголья скоро угасали... Наутро извлекали из дерева новый живой
огонь и растапливали от него печь. Существовало множество самых различных
приспособлений, с помощью которых можно было получить живой огонь.
Например, укрепляли горизонталь- |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
225 |
||
|
|||
но короткий сухой брус и ставили
на него сверху ребром доску с прибитыми к ней ручками. Брус терпеливо
пилили доской до тех пор, пока дерево в месте трения не начинало тлеть. На
обуглившуюся древесину клали трут, потом мелкие лучинки и
раздували огонь. Это был живой огонь, который разносили по избам и
растапливали от него печи. Порой для добывания живого огня в
деревне сооружали специальное приспособление, рассчитанное на
многократное пользование. Исследователь народного быта С. Максимов
писал, что в Новгородской губернии крестьяне «ежедневно в Ильинскую
пятницу добывают себе живой огонь, и затем затопляют им все печи...
Для вытирания живого огня устраивается даже постоянное
приспособление в виде машины, так называемый вертушок. Два
столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В
середине ее лежит брус, концы которого просунуты в верхние
отвер- |
стия столбов таким способом, что
могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К
поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним
привязаны крепкие веревки. За веревки хватаются всем миром и, среди
всеобщего упорного молчания (что составляет непременное условие для
чистоты и точности обряда), вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь
в отверстиях столбов».
Живой огонь можно было добыть и в
одиночку. Для этого использовали применявшиеся для сверления
различные ручные приспособления (рис. 76, б, в). Вместо сверла
в них вставляли круглые палки, концы которых упирали в дощечку из сухого
дерева. Когда печь, зажженная от живого огня, была протоплена, часть
угольев сгребали в горнушку и присыпали золой. Современный способ
растопки печи. Появление спичек намного упростило разведение огня и
растопку печи. Перед тем как начать |
||
|
|||
Рис.
76 |
|||
|
|||
|
|||
226 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
затапливать печь, открывают
трубу и сгребают с пода оставшуюся там золу и потухшие уголья в
совок. После этого приступают к разведению огня. Сначала на под,
недалеко от устья печи, кладут небольшой клубочек бересты,
стружек или сухой травы. Можно, конечно, положить и скомканную
газету (рис. 77, а). Над берестой строится из лучинок шалашик
(рис. 77, б). Затем шалашик обкладывают поставленными под
углом короткими тонкими чурочками. После этого в ход идут поленья средней
толщины. Если поленья березовые, то их ставят в шалаше берестой внутрь
(рис. 77, в). Теперь достаточно поджечь бересту, и она тут же
передаст огненную эстафету лучинкам. От них пламя через некоторое
время перебирается к тонким, а затем более |
толстым чуркам. Проходят
мгновения, и пламя уже облизывает края поленьев, находящихся
наверху. Медленно, как бы нехотя, но поленья все же начинают
загораться. Когда же пламя полностью охватит их, небольшой дымок,
которым сопровождался огонь в самом начале постепенно исчезает.
Поленья начинают разгораться, и вот уже чистый бездымный огонь полыхает в
печи, наполняя горнило сильным и ровным жаром. Разумеется, подобное
горение возможно только в том случае, если растопка и дрова хорошо
просушены. Однако случается, что сыроватые дрова никак не
разгораются. Некоторые современные хозяйки, порой недолго думая,
плещут на них керосин, солярку или бензин. Делать этого ни в коем
случае нельзя, поскольку это |
||
|
|||
|
|||
Рис.
77 |
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
227 |
||
|
|||
может привести к ожогам рук,
лица, а иногда и пожару.
Чтобы огонь сильнее
разгорался, хозяйки в старину сыпали на тлеющие дрова несколько
щепотей поваренной соли и сразу же клали сверху несколько хорошо
просушенных поленьев. |
Очень удобно иметь при печи
кочергу с соплом. Ее нетрудно изготовить из стальной, медной или
алюминиевой трубки диаметром около 20 мм. Чтобы отформовать рабочую часть
кочерги, с одного конца вставляют в нее стальную полоску толщиной 3—4 мм на
глубину примерно 150 мм. На том участке, где находится
полоска, трубку проковывают, а затем сгибают под прямым углом. Кончик
полученной кочерги скашивают под углом 45°, а в противоположный конец
вставляют деревянный мундштук. Такой универсальной кочергой удобно
поправлять горящие поленья в печи, сгребать уголь и золу, а при необходимости
раздувать тлеющие уголья. Топка русской печи. Когда дрова в печи разгорятся (рис. 78, а), их осторожно передвигают на середину пода или же ближе к одной из стенок горнила. Но как передвинуть костер из горящих дров, не разрушив его? Можно, разумеется, поочередно продвигать каждое полено кочергой, стараясь не разрушить костра. Однако дело пойдет более споро, если все поленья в костре будут сдвинуты одновременно одним движением кочерги. Для этого перед костром кладут толстое прямое полено и, осторожно надавливая на него в середине кочергой, продвигают все кострище одновременно в глубь печи (рис. 78, б). При определенной сноровке костер можно передвинуть так ловко, что ни одно полено не только не выпадет из него, но даже не изменит своего первоначального положения. |
||
Если на поленьях уже успел
образоваться слой древесного угля, огонь можно раздуть. Обычно
стряпухи просовывали голову в устье печи и дули что есть силы на тлеющие
поленья. Процедура эта малоприятная, дым ест глаза, а поднявшаяся от
резкого потока воздуха зола попадает в глаза. Чтобы избежать всех этих
неприятностей, следует воспользоваться трубочкой, сделанной из
полого ствола дудника или из ветки бузины, в которой удалена
сердцевина. В наше время для этих целей можно приспособить
бамбуковую палку или металлическую трубку, на одном конце которой
вставлен мундштук из деревянной катушки (рис. 77, г).
Поддувальные трубки
из дерева, травы и бамбука от соприкосновения с огнем
могут загореться. Но этого можно избежать, если на их концы надеть
короткие металлические трубки, например гильзы от охотничьего ружья.
Поддувальную трубку нужно всегда хранить где-нибудь поблизости от
печи, чтобы при необходимости ею можно было бы
воспользоваться. |
|||
|
|||
|
|||
228 |
Геннадий
Федотов |
||
|
|||
Рис. 78 |
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
229 |
||
|
|||
Когда костер будет передвинут в
намеченное место, полено, использованное в качестве толкателя,
подцепляют кончиком кочерги и укладывают на горящие дрова.
Подбросив еще несколько поленьев, хозяйка иногда принималась
подметать пол. В это время русская печь работала как мощный
кондиционер, не только обогревающий, но и очищающий
воздух. Застойный сырой воздух вместе с пылью засасывался в
печь, его заменял чистый, прокаленный. Но это еще не все. Как
известно, чистый воздух прогревается во много раз лучше и
быстрее, чем загрязненный. Недаром перед топкой любой печи
специалисты-теплотехники рекомендуют обязательно подметать и
проветривать помещение. Собранный мусор хозяйка тут же сжигала в
печи, поскольку обычай строго запрещал выносить сор из избы. Согласно
поверью, выброшенный во двор сор развевает повсюду ветром. Если же он
попадал на глаза нехорошему человеку, то тот мог по следу,
оставленному сором, навести порчу на домочадцев. Вместе с тем
сжигание домашнего сора в печи было своеобразным гигиеническим
мероприятием. Вместе с ним уничтожались всевозможные
болезнетворные микробы. В наше время старинный обычай почти забыт,
однако сохранилось всем хорошо известное выражение «не выносить сор
из избы». Иносказательно: тот, кто выносит сор из избы, разглашает
семейные тайны. Расположение огня в печи зави- |
сит от того, для каких целей
топят печку. Если, скажем, предполагается после топки сажать хлебы,
то стараются костер расположить посередине, чтобы равномерно прогреть под.
Если хозяйка желает, чтобы больше тепла шло в помещение, которое
находится слева от печи, то костер передвигают влево (рис. 78, в).
Когда горящие дрова окажутся на постоянном месте, сверху кладут еще
два-три полена. Проходит несколько минут, и огонь уже жарко пылает в
глубине горнила. Языки пламени поднимаются вверх, но, встретив на своем
пути полукруглый свод, плавно огибают его и тянутся в сторону устья.
Задержавшись на некоторое время у порожка, расположенного над устьем,
горячие газы обходят его снизу и устремляются через хайло в трубу.
Теперь в варочную камеру можно ставить горшки или чугуны. Если
горящие дрова находятся ближе к задней стене горнила, то чугуны ставят по
бокам от огня, ближе к устью (рис. 78, г). Когда же костер
расположен, например, слева, то чугуны ставят справа (рис. 78, д).
Удаляя или приближая чугунки к огню, стряпуха таким способом
регулирует температуру нагрева каждого из них. Как только варево
закипит, чугун отодвигают от огня на такое расстояние, чтобы его
содержимое не перекипало через край. Дальнейшая варка продолжается уже при
умеренной температуре.
Чтобы поддерживать
постоянный жар в печи, в костер время от времени подбрасывают
несколь- |
||
|
|||
|
||||
230 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
ко наиболее толстых поленьев,
оставляя более тонкие на конец топки. Оттого, что костер находится
теперь в глубине горнила, новые поленья приходится уже не класть в него, а
швырять. Разумеется, что только при определенном опыте и
сноровке можно уложить полено в намеченное место. Обычно дрова просто
бросают в сторону огня, а уж потом подправляют их кочергой.
Однако есть простой способ уложить полено точно в намеченное место
костра с помощью кочерги (рис. 78, е). Полено кладут на кочергу
так, чтобы оно опиралось одним концом на носок, а другим — на рукоятку.
Полено на кочерге вносят в печь и слегка наклоняют, чтобы оно
оказалось в намеченном месте костра. Топка печи «сырником»-. Конечно же, топить русскую печь, как и любую другую, нужно сухими дровами, пролежавшими в поленнице не менее года. Но случается порой и так, что нужда заставляет топить печь недавно заготовленными дровами, так называемым «сырником». Древесина только что срубленных деревьев даже в зимнее время, когда в ней относительно мало влаги, горит все же довольно плохо. Однако как справедливо утверждает народная пословица: «Исподволь и сырые дрова загораются». Чтобы заставить «сырник» гореть, его не спешат сразу же класть в печь. Для растопки нужно иметь хотя бы небольшую вязанку сухих дров. Из них разжигают костер, который перемеща- |
ют в глубь горнила. За щеками
горнила складывают две небольшие поленницы (рис. 78, ж). Когда
огонь разгорится и в горниле появится жар, поленья будут
достаточно хорошо прогреваться и обсыхать. По мере того как дрова в
поленницах будут прогреваться и подсыхать, их постепенно подбрасывают
в огонь. Чем тоньше «сырник», тем лучше он сгорает в печи. Но все же
сжигать «сырник» желательно вперемешку с сухими дровами,
примерно половина на половину. Еще лучше, если сухих дров в
вязанке или в корзине-дровнице будет две трети, а «сырника» только
треть. Не следует забывать, что избыточная влага может осаждаться на
стенках дымохода и, смешиваясь с сажей, грязными струйками стекать вниз.
Топка печи древесными отходами. В русской духовой печи довольно хорошо горят даже полусгнившие дрова. Такого топлива обычно много набирается при чистке усадьбы, разборке старых, ставших ветхими дворовых построек. Прежде всего подобные дрова необходимо как можно тщательнее просушить на солнце, а в сырую погоду под навесом. Сухие подгнившие дрова
горят очень хорошо. Все же их желательно использовать только для
отопления помещения, поскольку пища, приготовленная на таких дровах,
может приобрести неприятный привкус. |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
231 |
||
|
|||
Чтобы в печи был хороший жар и
дрова дружно горели, в горнило должно поступать достаточное количество
воздуха. Если воздуха в печи не хватает, то дрова горят вяло, из трубы
валит черный дым, а пламя в печи имеет тусклый оранжево-желтый цвет. В
таких случаях полностью открывают вьюшку и заслонку, а в горнило стараются
подбрасывать более тонкие сухие поленья. Иногда, подобно живому существу,
печь начинает как бы «задыхаться». В это время дым через шестковый проем
захлестывает в избу. Это признак того, что изменилось атмосферное
давление. Конечно, в такое время печь лучше не топить, однако
хозяйственная необходимость заставляет это делать. В таких случаях
хозяйка старается приноровиться к печи: дрова подкладывает осторожно,
понемногу и обязательно только сухие. Постепенно каждая стряпуха
привыкала к норову своей печи, и она становилась послушной ей в любое
время года и при любой погоде. М.И. Цветаева, перетопившая за свою
жизнь много печей, говорила, что хорошо усвоила: к каждой печи
нужно приноровиться, понять ее, и только тогда она не будет
дымить. Однако при топке печи может проявиться другая крайность,
когда дрова в ней горят, как порох, ярким белым пламенем и с
громким потрескиванием. При таком горении большая часть жара
уходит в трубу. В таких случаях говорили: не столько отапливает
избу, сколько улицу. Между тем с этой |
бедой справиться не так уж
сложно, достаточно прикрыть вьюшку или заслонку так, чтобы
обеспечить умеренное поступление воздуха в горнило и такой же
умеренный выход горячих газов из горнила в дымоход. Когда дрова в
печи горят рационально, пламя имеет ровный светло-желтый цвет, а дым
над трубой едва заметен. При этом в печи слышно легкое потрескивание
дров, а в горниле стоит сильный и ровный жар. Меры предосторожности. Всем хозяйкам, топившим русскую печь, была хорошо известна примета: «Уголек упал на шесток — не к добру». Однако не все придавали этому должное значение. Между тем уголек, упавший на шесток, не так уж безобиден, ведь от шестка и до пола недалеко, а там не дай бог окажется сухая ветошь либо веник, береста и хворост для растопки. А если вдруг в это время печь осталась без присмотра (скажем, хозяйка забежала на минутку к соседке), то и до беды недалеко. Не одна изба сгорела от подобной халатности. В истории известен случай, когда от одного-единственного уголька, выпавшего из печи, полностью сгорел в 1666 году Лондон, бывший тогда третьим по величине городом Европы. Несчастье случилось по халатности одного из лондонских пекарей, который положил перед хлебной печью (кстати, во многом схожей с русской печью) сухой хворост и растопку, чтобы утром можно было бы сразу ее затопить. При этом он забыл закрыть заслонкой печь, |
||
|
|||
|
||||
232 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
в которой оставались раскаленные
уголья. Ночью маленький раскаленный уголек «выстрелил» из
топливника печи и упал на растопку. Через несколько минут уже вовсю
пылала пекарня, от нее занялся соседний трактир, чердак которого, как
нарочно, был набит сухим сеном. И вскоре огонь пошел гулять по всему
городу... В русских деревнях от небольшого уголька выгорали порой
целые деревни. Особенно внимательно нужно было следить за печью,
которая топилась еловыми и сосновыми дровами, поскольку горят
они с треском, время от времени выстреливая искрами и мелкими раскаленными
угольками. Поэтому хорошие хозяйки не только не оставляли у горящей
печи растопку, но и держали на всякий случай ушат с водой. Защита от молнии. Ранней весной, в апреле-мае, когда в избах еще вовсю топились печи, были нередко грозовые дожди. Когда в небе гремит гром и блещут молнии, топить печь опасно, поскольку электрический разряд может ударить в трубу и наделать много бед. Часто за хлопотами хозяйка не замечала внезапного приближения грозы и не успевала погасить огонь и закрыть трубу. На этот случай некоторые стряпухи вешали специально рядом с печью несколько веток лещины (лесного ореха) или букет из купальских трав, то есть собранных на Ивана Купалу. В него входило двенадцать видов растений: чабрец (богородская трава), зверобой, ромашка, василек полевой, |
анютины глазки, вероника,
донник, калган, коровяк (медвежье ухо), бессмертник (кошачьи
лапки), тысячелистник и череда. Считалось, что если бросить
купальский букет или ветку лещины в горящую печь, то молния
обойдет дом стороной. Печи, у которых во время грозы были открыты трубы,
были настолько уязвимы, что в стародавние времена церковным
звонарям вменяли в обязанность предупреждать жителей о надвигающейся
грозе двойным ударом колокола. Вот как это описано К.Паустовским:
«Первый гром прокатился через леса и ушел далеко на юг по зашумевшим от
ветра хлебам. Он уходил ворча, а вслед за ним возникал новый гром и
катился туда же, на юг, встряхивая землю... В туче стало заметно движение
желтых вихрей. Край тучи начал загибаться к земле. Молнии взрывались и
перебегали в черных пещерах неба. На сельской колокольне
несколько раз торопливо ударили в колокол двойным ударом. Это
был сигнал к тому, чтобы в избах заливали огонь в печах. Мы закрыли
все окна и двери, вьюшки в печах и ставни, сели на веранде и начали
ждать». Если случился ожог. Поскольку стряпуха постоянно имела дело с огнем, а также с раскаленными горшками и чугунами, при малейшей неосторожности она легко могла получить ожоги различной степени тяжести. Например, второпях можно задеть рукой чугун, утюг, кочергу, выплеснуть из чугу- |
|||
|
||||
|
|||
Pусская печь |
|||
|
|||
на горячее варево. Да мало ли
какие неожиданности могут произойти у горящей печи. Обычно сразу
же после получения ожогов в ход шло то, что находилось под
рукой: подсолнечное, конопляное или льняное масло, мед, а также сырые
яйца. Нередко сразу же приготавливали пластырь из тертой картошки,
смешанной с порошком из толченого древесного угля. После того как
была оказана первая помощь, делали компрессы из отвара семян конского
щавеля и листьев мать-и-мачехи.
Дальновидные хозяйки на случай
ожогов специально держали рядом с печкой зверобойное масло и присыпку
из цветов таволги, благо эти снадобья можно хранить долгое время.
Чтобы приготовить зверобойное масло, высушенные и измельченные листья
зверобоя заливали каким-нибудь растительным маслом и настаивали
в
«СКУТЫВАНИЕ»
ПЕЧИ
Пока варится пища, русская печь
нагревается медленно, как бы исподволь, постепенно аккумулируя
жар, исходящий от горящих дров. Жар накапливается до поры до времени в
кирпичных «закромах», а когда топка закончена, начинает так же
постепенно отдавать накопленное тепло избе. Когда топка печи подходит
к концу, в печь кладут несколько хорошо просушенных поленьев, не
имеющих крупных заросших сучков. Они должны дружно и быстро
сгореть. В сильном пламени |
течение двух недель. Затем масло
процеживали и сливали в стеклянный пузырек или глиняную махотку.
Присыпку готовили следующим образом. Цветы таволги (лабазника
вязолистного) сушили под навесом или над печкой, затем толкли в
ступке и просеивали через мелкое сито. Некоторые хозяйки в качестве
присыпки при ожогах использовали так называемую редечную муку,
получаемую из сушеной редьки. Вначале редьку терли на терке, высушивали в
печи, толкли в ступке и просеивали через сито. Готовый порошок хранили в
берестяной коробочке. Пораженное место смачивали холодной
водой, а затем посыпали редечной мукой или порошком из цветов таволги.
Хотя опытная стряпуха и держала при печи необходимые снадобья,
благодаря умелому обращению с печью пользовалась ими довольно
редко. |
||
вместе с ними сгорают
оставшиеся головешки. На поду печи остаются только пышащие жаром
угли.
Если печь топили сырыми
сучковатыми дровами, то образовавшиеся в конце топки головешки
могут не поддаться «огненной атаке» и будут продолжать чадить. В
народной загадке дан такой образный портрет головешки: «Нос
золотой, а хвост деревянный». Чаще всего головешка представляет собой
толстый сук из сырой уплотненной древеси- |
|||
|
|||
|
||||
234 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
ны, покрытый сплошным
панцирем из древесного угля. Лишенная доступа кислорода,
древесина головешек не горит, а тлеет, выделяя оксид углерода —
ядовитый газ, именуемый в быту угарным газом или просто угаром.
Прежде чем избавиться от головешек, их нужно в первую очередь
обнаружить. Наиболее опасными могут оказаться те из них, которые
оказались как бы спрятанными под слоем золы. Чтобы отыскать
головешки, в золе, а также в угольях тщательно шуруют кочергой,
вытаскивая их на поверхность. Сначала нужно попытаться сжечь
обнаруженные головешки. Самые мелкие из них кладут на раскаленные уголья,
и они легко сгорают. С крупными дело обстоит гораздо сложнее. Чтобы жар из
печи зря не уходил в трубу, задвижку и вьюшку прикрывают на две
трети. Если с головешки сбить кочергой угольный панцирь, то она
некоторое время горит довольно интенсивно до тех пор, пока вновь не
обуглится вся ее поверхность. Если после этого головешка не сгорела
полностью, то она все же стала гораздо тоньше. После того как в той же
последовательности обколоть ее еще несколько раз, она в конце концов
все же сгорит. Конечно, разбивать головешки кочергой — дело неблагодарное.
В некоторых районах России обычаи запрещали разбивать головешки.
Считалось, что каждый удар по головешке в печи отзывается болью в
душах умерших родителей. «Кто бьет головешки, |
бьет своих родителей на том
свете», — говорили в народе.
Разумеется, кому хочется причинять боль родителям, хотя бы и
умершим. Головешки сгребали в совок, выносили во двор, бросали в
тушильник (старый чугун) и накрывали его сковородой. Зимой головешки
просто выбрасывали в сугроб. Конечно, примета в первую очередь
подчеркивала связь домочадцев, в том числе и умерших, с родным
очагом. Но в ней был заложен также и другой, практический смысл:
заставить впредь топить печь так, чтобы головешки не образовывались
совсем. А это зависит не только от дров, но от искусства обращения с
печью.
Когда с головешками покончено, на
поду печи остается лишь груда раскаленных углей, над которыми
трепещут легкие голубоватые огоньки. Это сгорают остатки горючих
летучих веществ. Порой, желая сохранить тепло, трубу и заслонку закрывают
именно в то время, когда полностью не исчезли голубые огоньки. При
этом угарный газ проникает в помещение, причиняя большие
неприятности, приводя порой к трагедии. Чтобы этого не произошло,
нужно дать возможность газу сгореть полностью при открытой трубе.
Чтобы ускорить процесс горения, груду раскаленных угольев время от времени
перемешивают кочергой. Иногда с этой же целью устраивают
«огненную атаку» с помощью сухих стружек, щепок или хвороста.
Брошенные на раскаленные уголья, они
моментально |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь
воспламеняются, и вместе с ними
сгорают остатки угарного газа.
Гораздо быстрее оксид углерода сгорает при продувании
углей. Для этих целей используют мехи или же так называемую
поддувальную трубку, которую следует всегда держать около печи.
Дышащие жаром уголья подгребают ближе к устью, которое примерно на
треть прикрывают заслонкой, и угли не поддувают до тех пор, пока голубые
огоньки не исчезнут окончательно и подернутся сверху серым налетом
пепла. Это верный признак того, что угара опасаться не следует. Если в
этот день не пекли хлеб или пироги, то угли оставляли в горниле, а
небольшую их часть сгребали в горнушку и засыпали сверху золой. После
этого устье плотно прикрывали заслонкой, а шестковое окно занавеской.
Вслед за этим, как говорили в стародавние времена, «скутывали» печь,
то есть закрывали наглухо вьюшку и задвижки. Осторожно, угар! Если хозяйка поторопилась закрыть трубу или в золе незамеченной осталась коварная головешка, то в помещение из топливника исподволь начинал проникать угарный газ. При этом в избе отсутствовал дым. И только очень опытный человек по характерному кисловатому запаху мог определить появление угарного газа. Угореть можно от любой печки, в том числе от голландки или шведки, однако русская печь на этот счет требует к себе особо пристального внимания. |
Угарный газ может проникать
в помещение и во время топки печи через трещины между кирпичами. Этому
способствует плохая тяга, которая обычно происходит при
засорении сажей дымохода, при обвале кирпичей в трубе, а также
из-за плохой конструкции трубы и
дымника. |
||
Угарная, или, по словам В.Даля,
«угаристая», печь — это несчастье для крестьянской семьи. Как
бы ее ни топили, все равно кто-нибудь нет-нет да угорал, особенно те
домочадцы, у которых была «угарчивая» голова, то есть реагирующая
даже на едва ощутимый запах газа.
Всем
известно выражение: «Мчится как
угорелый». Однако по сути своей оно нелепо. Ведь
угоревший человек вряд ли
в состоянии мчаться. Дело в
том, что первоначально в
народной поговорке, зафиксированной в Толковом
словаре В.И.Даля, вместо
слова «мчится» стоит слово
«мечется». Именно так когда-то
и принято было говорить:
«Мечется как угорелый».
Во времена возникновения
поговорки многим хорошо было
знакомо состояние угара, во время
которого начинает кружиться голова, появляется звон в
ушах и одышка, сопровождаемая
общей слабостью. При тяжелых
случаях отравления угарным
газом человек может
потерять сознание. |
|||
|
|||
|
||||
236 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
В старые годы угоревшему
давали нюхать тертый хрен и выводили на свежий воздух «считать
звезды». Иногда угоревшему клали за пазуху лед и вкладывали в уши по
крупной мороженой клюквине или прикладывали к голове листья
кочанной квашеной капусты. В наше время угоревшему
|
ставят на голову холодный
компресс (со льдом), дают нюхать нашатырный спирт и выводят или
выносят пострадавшего на свежий воздух. Как только больной придет в
себя, его укладывают на постель в хорошо проветренном помещении и дают
выпить крепкий чай или кофе. |
|||
|
||||
У славянских народов хлеб всегда
был не только основным продуктом питания, но и почитался как символ достатка, изобилия и
материального
благополучия. В крестьянских семьях с малых лет
приучали к бережному
отношению к хлебу. Считалось, что от того, как человек
относится к хлебу, зависит его здоровье, сила и удача. Когда ели хлеб, то
боялись уронить на пол хотя бы
крошку. Если же такое случалось, то, согласно неписаным
правилам, хлебную крошку нужно
было немедленно поднять,
поцеловать, а потом съесть или же бросить в горящую печь.
Обычно хлеб выпекали через два-три дня. День выпечки хлеба считался
особенным. На Украине |
хлебу в Великий четверок. В этот
день все в доме вставали до петухов. Большуха, то есть старшая в доме
женщина, затопляла печь и пекла в ней хлеб в полном молчании. При
этом она постоянно крестилась сама, крестила печь, тесто в квашне и
испеченные караваи хлеба. Считалось, что после этой обрядовой выпечки хлеб
не будет переводиться в закромах (сусеках) в течение всего
года.
Если варево (щи, каша,
картофель и др.) готовили непосредственно во время топки, то
печево (хлеб, пироги, пряники) — после ее завершения, при
закрытой трубе. |
|||
|
||||
стряпуха по этому случаю
повязывала на голову яркий платок и надевала нарядную одежду. Хлеб
сажали в печь при полном
безмолвии. Пока он находился в печи, нельзя было шуметь,
громко разговаривать, а тем более браниться и ссориться. Считалось,
что бранные слова «раздражают»
хлеб и он поэтому может не удасться. Особое внимание
оказывалось |
Когда топка печи подходила к
концу, стряпуха снимала с печи квашню и вынимала из нее перебродившее
готовое тесто. Оставшиеся на стенках остатки теста собирала в один
комочек и, положив его на дно квашни, присыпала сверху мукой. А перед
следующей выпечкой использовала его в качестве закваски.
Выложенное |
|||
|
||||