|
||||
30 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
Со теми следы горячими, Разжигает
дрова палящетным огнем И сама она дровам приговаривает: «Сколь жарко дрова
разгораются Со теми следы молодецкими, Разгоралось бы сердце молодецкое
Как у молодца Добрынюшки
Никитьевича!»
Заклинание на остуду и
ссору.
Если на пути влюбленной девицы
вставала разлучница, ее старались поссорить с добрым молод-цем с
помощью заклинаний. Перед тем как его произнести, нужно было
сходить поочередно в три лавки и купить в каждой на копейку
поваренной соли. Затем из бака или бочки, где бучили (парили) белье,
девица брала три горсти печной золы, слегка подсушивала и
смешивала с принесенной солью. Одну половину этой смеси она тайно высыпала
у дверей добра молодца, а другую половину — у крыльца соперницы.
Разбрасывая соленую золу, девица произносила: «Как эта зола с
солью не сойдутся, гора с горой не сойдется, берег с берегом не
сойдется,
КИРПИЧНЫЙ
ОРАКУЛ
Даже у человека, чуждого
предрассудкам, возникает порой какое-то суеверное отношение к
огню. Писатель М.М. Пришвин записал однажды в своем
дневнике: «...ставлю самовар. Лучинки вспыхивают по краям, где
обломлено, и тухнут, остается едва живой огонек, и я загадываю,
спасая его, повертывая вниз, — выживет огонек — и я выживу еще как
писатель, еще попишу. И огонек' |
так и вы, рабы божьи (здесь
назывались имена), не сойдетесь во веки веков. Аминь!»
«Изжигание» любви. Если все попытки присушить добра молодца, а
также поссорить его с соперницей оказались безрезультатными,
ничего не оставалось делать, как «изжечь» (изгнать) любовь из своего сердца, чтобы навеки
покинула тоска-печаль. На Крещение, когда в доме топилась
печь, девица клала в огонь
камень, например один из тех, которые используются в качестве
гнета при засолке огурцов. Когда камень накалялся, девица подхватывала его
на ухват и бегом несла к ближайшей проруби. Когда камень с шипением
опускался на дно реки или пруда, девица наклонялась к проруби и
внимательно рассматривала его. Если камень разваливался на части, то
это было верным признаком того, что печаль-тоска уйдет навсегда.
Когда же оказывалось, что камень остался целым и невредимым, то это
означало, что все старания были напрасны. |
|||
выжил». Что же говорить о
простой крестьянской женщине, которая ежедневно имела дело с
огнем, от которого полностью зависел успех в ее повседневной
работе.
Считалось, что по тому, как
вел себя в печи огонь, можно судить о
будущем. |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
31 |
||
|
|||
Пока печь
топилась, с ее помощью можно было
много раз погадать. Например,
если вдруг из пылающих в
печи дров выкатится головешка, прежде чем отправить ее опять в огонь, стряпуха ударяла по ней кочергой так, что из нее
сыпались искры. Если искр
будет мало — к бедности,
много — к благополучию, а
уж если искры разлетятся
огненным снопом, то впереди ждут удача и богатство. Магические силы приписывались не только огню, но и всему, что
имело отношение к печи. С
успехом погадать можно
было на подовом хлебе,
испеченном на листьях
капусты, лопуха или лебеды. Листья стелили на чисто
вымытый под и укладывали
на них хлеба. Когда через
определенное время готовые
хлеба вынимали из печи,
каждую ковригу переворачивали, отделяли прилипшие снизу листья и внимательно
рассматривали. На
подошве, или по-довине, каждой ковриги
оставались четкие
отпечатки листьев, по их
своеобразному рельефу воображение угадывало различные
реальные образы. На
основании их и судили об
ожидаемых в будущем
событиях.
Девичьи
гадания. Конечно же, самыми
распространенными и многочисленными были девичьи
гадания. Девушки могли
погадать уже у поленницы, не дожидаясь, когда дрова попадут в печь. Известно,
что два одинаковых полена
найти невозможно. Каждое из
поленьев имеет свои
особенности. Одно полено
толще, другое тоньше, у одного кора чистая и гладкая, у
другого — шершавая, да к
тому же из- |
резана глубокими бороздами. Кроме
прямых, в поленнице много кривых поленьев, с перекрученными
свилеватыми волокнами. Есть поленья с сучками, трещинами и дуплами...
Словом, разнообразию поленьев вряд ли есть предел. Именно на
этом и основано старинное девичье гадание.
Погадать на поленьях можно
было в любое время, но все же наиболее действенным считалось гадание,
совершаемое накануне больших праздников — Рождества и
Крещения. |
||
Накануне праздников гадали не в
одиночку, а в компании подруг, когда сообща можно было более убедительно
растолковать значение каждого жребия. К поленнице подходили по
очереди. Когда до нее оставалось несколько шагов, девушка закрывала глаза
и вытягивала вперед руку. Как
только рука касалась первого попавшегося полена, она
вытаскивала его из поленницы. Затем ее окружали подруги. Все
вместе они старались растолковать значение попавшего в руки полена. Если
полено было покрыто шершавой корой, то жених будет рябой и
некрасивый. Ровное полено с гладкой корой, наоборот, обещало красивого и
статного жениха. Полено с толстой корой намекало на то, что
жених будет солидным и богатым. Толстое полено говорило о том, что
суженый будет коренастым и сильным, а
тонкое — худым и слабым. Если девица вытащила
кри- |
|||
|
|||
|
|||
Геннадий Федотов |
|||
|
|||
вое полено, то судьба должна
свести ее с уродцем. Кроме того, поленья давали возможность
узнать также и о составе будущей семьи: сколько сучков в полене,
столько
и ребятишек будет.
На поленьях можно было погадать
и по-другому, и не только накануне праздников. Девица приносила
в избу охапку (беремя) или корзину дров, клала их у печи, а потом
считала. Если выходило четное число — идти в этом году замуж,
нечетное — «маком сидеть», то есть оставаться в девках. Гадание с закрытыми глазами. Это гадание напоминало известную игру в жмурки. Мать или подруга завязывала девушке глаза и водила ее по избе по кругу. Затем, выведя ее на середину избы, отпускала и давала возможность идти самостоятельно до тех пор, пока она не натолкнется на препятствие. Если это окажется дверь или красный угол (где висят иконы), то это предвещало скорую свадьбу. Если же на ее пути оказывалась печь, значит, еще год она будет под покровительством родного очага. Гадание на помеле. Как известно из народных сказок, помело, которым подметали под русской печи, было основным средством передвижения Бабы Яги. Без него не могли обходиться также деревенские ведьмы. Считалось, что магическая сила, заключенная в помеле, может помочь заглянуть в будущее. В рождественский и крещенский сочельники девушки тоже старались воспользоваться этой таинственной силой. Они сыпали под стоявшее у печи по- |
мело горсть овса со словами: «Хо-чу
увидеть во сне своего суже-ного».
Коврижки из печной золы.
Накануне Крещения у девиц появ-
лялась возможность увидеть в
праздничной толпе своего
суженого. Для этого нужно было запастись коврижкой, испеченной
из: необычного теста, состоящего из равных частей золы и муки.
Магическая сила коврижки была такова, что будущий жених
невольно выдавал себя, стоило ему только приблизиться к девице,
у которой она была.
В некоторых районах Сибири
пекли специальные коврижки с круглым отверстием посередине. Выйдя на
улицу, девицы смотрели на гуляющих молодых людей через отверстие в
коврижке, выискивая своего суженого. Гадание на печной золе. В полночь, накануне Нового года, когда на деревенской улице наступала тишина, девицы выходили за ворота и посыпали снег печной золой. Рассеивая золу, девицы приговаривали: «Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный, лаптем». Наутро они шли смотреть, какие следы отпечатались на снегу, припорошенном золой. Если следы отсутствовали совсем, значит, в этом году под венец идти не придется. Городские девицы также нередко использовали при гадании печную золу. Отыскав лист чистой бумаги, горожанка клала его на стол, посыпала золой и ставила на него посуду с чистой водой. Затем она снимала с пальца перстень, бросала его в воду и гляде- |
||
|
|||
|
||
|
||
Размещение печи в доме |
||
|
||
|
||
Обустройство печи |
||
|
||
|
||
|
||
Русская изба с печью |
||
|
||
|
|||
|
|||
О. Бахматюк. Изразцовая
печь |
|||
Живой
огонь печи |
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
33 |
||
|
|||
ла на нее до тех пор, пока не
увидит суженого.
Гадание
у печи. На русском Севере
девицы высматривали своего суженого в блюдечке с водой,
поставленном на шестке
русской печи. Но чтобы он
явился, нужно было проклясть
печную трубу, двери, ворота и
т.п. Об этом способе
гадания одна пожилая крестьянка рассказывала так: «Женихов
высматриваешь — надо трубку открыть (трубу — Г.Ф.), заслонку
открыть. И все
проклинают: «Будь ты проклята,
трубка, будьте прокляты,
двери, будьте прокляты, ворота, — и у печи смотришь. Дак
жених-то в точности и выйдет
(покажется в блюдечке с
водой). Покажется —
двери закрывают да благословляют все: перекрестят — господи, благослови трубку.
Господи, благослови
двери. Дак, все, больше не
появится». Чтобы увидеть
суженого во сне, нужно было бросить перед сном на трубку свой пояс. «Научили меня, — рассказывала другая
деревенская старушка, —
бросить пояс на трубу или на брус
(печной — Г.Ф.) и
сказать: «Пояс, пояс,
покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с
которым повенчаться». Вот я так и
сделала, приснился мне сон:
иду я и вижу пруд, на нем гуси и утки плавают, и парень
загоняет их белобрысый,
а жених у меня был в той
деревне с черным волосом. А
замуж вышла в другую
деревню. Смотрю — пруд под окном и муженек мой белобрысенький.
Серафимом звали». Гадание в печи на рябине. По убеждениям жителей северных |
губерний России, с помощью грозди
рябины, брошенной в горящую печь, можно узнать о том, с какими
намерениями пришли к дому незнакомые люди. Именно так советует поступить
«скромной девице» одна из героинь карело-финского народного
эпоса «Калевала»:
Дочка, милая малютка, Положи в
огонь рябину, Подожги красу деревьев; Если кровь польет струею, — То
останемся мы с миром.
И, конечно же, девица не
преминула воспользоваться ее советом:
Эта скромная девица
На огонь кладет рябину, Подожгла красу деревьев. Не течет ни кровь оттуда, Ни водица чистой струйкой; Видит — мед течет оттуда, Сладкий сот там показался, Молит Суовакко тихонько, Молвит старая с постели: «Если мед течет из древа, Коль из сота сладкий каплет, Это значит будут гости, Женихи толпой большою». Гадание на
луковице. У печи хозяйка
могла погадать о том, что ожидает
семейство в будущем. Для
этого разрезанную пополам луковицу расслаивали на
двенадцать отдельных
плошек. В каждую из них
сыпали по щепоти поваренной соли. Затем все
двенадцать плошек ставили
в ряд на выступ перетрубья.
Каждая из них символизировала
определенный месяц года.
Первая плошка представляла январь, а последняя
декабрь. На следующий
день плошки осматривали и по
состоянию |
||
|
|||
2 Русская печь |
|||
|
|||
|
||||
34 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
находившейся в них соли судили об
особенностях каждого месяца. Если, скажем, в одной или нескольких
плошках соль оставалась сухой, то соответствующие им месяцы должны
быть благоприятными. Комковатая соль сулила впереди
незначительные трудности, а сырая — большие не-
Так уж исстари повелось, что на Руси
духовая печь почти всегда была причастна к лечению даже самых
незначительных недомоганий. Недаром в народе говорили: «Печка греет,
печка кормит, печка лечит». По глубокому убеждению наших предков,
магическая сила пылающего в печи огня имеет очистительную силу, уничтожая
в человеке болезни, насылаемые на него злыми силами. Поэтому именно перед
устьем печи принимались многие лечебные процедуры. Иногда
больных исцеляли непосредственно в жарком горниле печи. Но все же
самым распространенным было лечение на печке, на дышащей жаром
лежанке. Целебную силу имел не только огонь и исходящее от него тепло,
но и все, что имело
непосредственное отношение к печи, начиная от кирпичей и
скрепляющего их раствора (опечины) и кончая золой и древесным
углем. Особыми целебными свойствами отличались не только настои и
отвары, но также обычная повседневная еда, приготовленная в русской
печи. Лечение на печи. Рассказали мне однажды, что одной деревенской |
приятности. Разумеется, были и
такие плошки, в которых соль находилась как бы в промежуточном
состоянии, например лишь слегка сыроватая или среди сыпучей соли
могут встретиться несколько небольших комков. Все эти тонкости
обязательно учитывали при гадании. |
|||
старушке исполнилось сто лет.
Репортеры понаехали к ней в дом и стали допытываться: «Что ела, каков был
режим питания и чем лечилась?». Она им отвечает: «Питалась, чем бог
послал, а лечилась и того проще. Как заболею, дак чаю с травами
напьюсь, да и на печку».
Какие же недуги могли привести
человека на печь порой в неурочный час? Конечно же, прежде всего
различные простудные заболевания, а также ревматические боли в
суставах и пояснице. Если для лечения ревматизма и радикулита
требовалось длительное время, то от простудных заболеваний на печке
можно исцелиться за один-два дня. При легкой простуде больному давали
выпить так называемой порушки (отвара сухой малины с медом) и
отправляли на печку со строгим наказом прижимать пятки к горячим
кирпичам так долго, «сколько терпеть можно». На другой день
после такой несложной процедуры простуду «как рукой снимало». При
очень сильной простуде прибегали к более радикальным способам
лечения. В избу приносили |
||||
|
||||