Вернуться к содержанию

30
Геннадий Федотов
Со теми следы горячими, Разжигает дрова палящетным огнем И сама она дровам приговаривает: «Сколь жарко дрова разгораются Со теми следы молодецкими, Разгоралось бы сердце молодецкое Как у молодца Добрынюшки
Никитьевича!»
Заклинание на остуду и ссору.
Если на пути влюбленной девицы вставала разлучница, ее стара­лись поссорить с добрым молод-цем с помощью заклинаний. Пе­ред тем как его произнести, нуж­но было сходить поочередно в три лавки и купить в каждой на ко­пейку поваренной соли. Затем из бака или бочки, где бучили (пари­ли) белье, девица брала три гор­сти печной золы, слегка подсуши­вала и смешивала с принесенной солью. Одну половину этой смеси она тайно высыпала у дверей доб­ра молодца, а другую половину — у крыльца соперницы. Разбрасы­вая соленую золу, девица произ­носила: «Как эта зола с солью не сойдутся, гора с горой не сойдет­ся, берег с берегом не сойдется,
КИРПИЧНЫЙ ОРАКУЛ
Даже у человека, чуждого пред­рассудкам, возникает порой ка­кое-то суеверное отношение к ог­ню. Писатель М.М. Пришвин за­писал однажды в своем дневни­ке: «...ставлю самовар. Лучинки вспыхивают по краям, где облом­лено, и тухнут, остается едва жи­вой огонек, и я загадываю, спасая его, повертывая вниз, — выживет огонек — и я выживу еще как пи­сатель, еще попишу. И огонек'
так и вы, рабы божьи (здесь назы­вались имена), не сойдетесь во ве­ки веков. Аминь!» «Изжигание» любви. Если все попытки присушить добра молод­ца, а также поссорить его с сопер­ницей оказались безрезультатны­ми, ничего не оставалось делать, как «изжечь» (изгнать) любовь из своего сердца, чтобы навеки поки­нула тоска-печаль. На Крещение, когда в доме топилась печь, деви­ца клала в огонь камень, например один из тех, которые используют­ся в качестве гнета при засолке огурцов. Когда камень накалялся, девица подхватывала его на ухват и бегом несла к ближайшей про­руби. Когда камень с шипением опускался на дно реки или пруда, девица наклонялась к проруби и внимательно рассматривала его. Если камень разваливался на час­ти, то это было верным признаком того, что печаль-тоска уйдет на­всегда. Когда же оказывалось, что камень остался целым и невреди­мым, то это означало, что все ста­рания были напрасны.
выжил». Что же говорить о про­стой крестьянской женщине, ко­торая ежедневно имела дело с ог­нем, от которого полностью за­висел успех в ее повседневной работе.
Считалось, что по тому, как вел себя в печи огонь, можно судить о будущем.

Русская печь
31
Пока печь топилась, с ее помощью можно было много раз погадать. Например, если вдруг из пылаю­щих в печи дров выкатится голо­вешка, прежде чем отправить ее опять в огонь, стряпуха ударяла по ней кочергой так, что из нее сыпались искры. Если искр будет мало — к бедности, много — к бла­гополучию, а уж если искры раз­летятся огненным снопом, то впе­реди ждут удача и богатство. Магические силы приписывались не только огню, но и всему, что имело отношение к печи. С успе­хом погадать можно было на по­довом хлебе, испеченном на ли­стьях капусты, лопуха или лебе­ды. Листья стелили на чисто вы­мытый под и укладывали на них хлеба. Когда через определенное время готовые хлеба вынимали из печи, каждую ковригу перевора­чивали, отделяли прилипшие снизу листья и внимательно рас­сматривали. На подошве, или по-довине, каждой ковриги остава­лись четкие отпечатки листьев, по их своеобразному рельефу вооб­ражение угадывало различные ре­альные образы. На основании их и судили об ожидаемых в буду­щем событиях.
Девичьи гадания. Конечно же, са­мыми распространенными и мно­гочисленными были девичьи гада­ния. Девушки могли погадать уже у поленницы, не дожидаясь, когда дрова попадут в печь. Известно, что два одинаковых полена найти невозможно. Каждое из поленьев имеет свои особенности. Одно по­лено толще, другое тоньше, у од­ного кора чистая и гладкая, у дру­гого — шершавая, да к тому же из-
резана глубокими бороздами. Кроме прямых, в поленнице мно­го кривых поленьев, с перекручен­ными свилеватыми волокнами. Есть поленья с сучками, трещина­ми и дуплами... Словом, разнооб­разию поленьев вряд ли есть пре­дел. Именно на этом и основано старинное девичье гадание.
Погадать на поленьях можно было в любое время, но все же наиболее действенным счита­лось гадание, совершаемое на­кануне больших праздников — Рождества и Крещения.
Накануне праздников гадали не в одиночку, а в компании подруг, когда сообща можно было более убедительно растолковать значе­ние каждого жребия. К поленнице подходили по очереди. Когда до нее оставалось несколько шагов, девушка закрывала глаза и вытя­гивала вперед руку. Как только ру­ка касалась первого попавшегося полена, она вытаскивала его из по­ленницы. Затем ее окружали под­руги. Все вместе они старались растолковать значение попавшего в руки полена. Если полено было покрыто шершавой корой, то же­них будет рябой и некрасивый. Ровное полено с гладкой корой, наоборот, обещало красивого и статного жениха. Полено с тол­стой корой намекало на то, что же­них будет солидным и богатым. Толстое полено говорило о том, что суженый будет коренастым и сильным, а тонкое — худым и сла­бым. Если девица вытащила кри-

Геннадий Федотов
вое полено, то судьба должна све­сти ее с уродцем. Кроме того, по­ленья давали возможность узнать также и о составе будущей семьи: сколько сучков в полене, столько
и ребятишек будет.
На поленьях можно было пога­дать и по-другому, и не только на­кануне праздников. Девица при­носила в избу охапку (беремя) или корзину дров, клала их у пе­чи, а потом считала. Если выходи­ло четное число — идти в этом го­ду замуж, нечетное — «маком си­деть», то есть оставаться в девках.
Гадание с закрытыми глазами.
Это гадание напоминало извест­ную игру в жмурки. Мать или подруга завязывала девушке гла­за и водила ее по избе по кругу. Затем, выведя ее на середину из­бы, отпускала и давала возмож­ность идти самостоятельно до тех пор, пока она не натолкнется на препятствие. Если это окажется дверь или красный угол (где ви­сят иконы), то это предвещало скорую свадьбу. Если же на ее пу­ти оказывалась печь, значит, еще год она будет под покровительст­вом родного очага.
Гадание на помеле.
Как известно
из народных сказок, помело, ко­торым подметали под русской пе­чи, было основным средством пе­редвижения Бабы Яги. Без него не могли обходиться также дере­венские ведьмы. Считалось, что магическая сила, заключенная в помеле, может помочь заглянуть в будущее. В рождественский и крещенский сочельники девушки тоже старались воспользоваться этой таинственной силой. Они сыпали под стоявшее у печи по-
мело горсть овса со словами: «Хо-чу увидеть во сне своего суже-ного».
Коврижки из печной золы. На­кануне Крещения у девиц появ-
лялась возможность увидеть в
праздничной толпе своего суже­ного. Для этого нужно было запа­стись коврижкой, испеченной из: необычного теста, состоящего из равных частей золы и муки. Ма­гическая сила коврижки была та­кова, что будущий жених неволь­но выдавал себя, стоило ему толь­ко приблизиться к девице, у кото­рой она была.
В некоторых районах Сибири пе­кли специальные коврижки с круглым отверстием посередине. Выйдя на улицу, девицы смотре­ли на гуляющих молодых людей через отверстие в коврижке, вы­искивая своего суженого.
Гадание на печной золе.
В пол­ночь, накануне Нового года, когда на деревенской улице наступала тишина, девицы выходили за во­рота и посыпали снег печной зо­лой. Рассеивая золу, девицы при­говаривали: «Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный, лаптем». Наутро они шли смот­реть, какие следы отпечатались на снегу, припорошенном золой. Если следы отсутствовали сов­сем, значит, в этом году под венец идти не придется. Городские девицы также нередко использовали при гадании печ­ную золу. Отыскав лист чистой бумаги, горожанка клала его на стол, посыпала золой и ставила на него посуду с чистой водой. Затем она снимала с пальца пер­стень, бросала его в воду и гляде-

Размещение печи в доме
Обустройство печи

Русская изба с печью

О. Бахматюк. Изразцовая печь
Живой огонь печи

Русская печь
33
ла на нее до тех пор, пока не уви­дит суженого.
Гадание у печи. На русском Севе­ре девицы высматривали своего суженого в блюдечке с водой, по­ставленном на шестке русской пе­чи. Но чтобы он явился, нужно было проклясть печную трубу, двери, ворота и т.п. Об этом спосо­бе гадания одна пожилая кресть­янка рассказывала так: «Женихов высматриваешь — надо трубку от­крыть (трубу — Г.Ф.), заслонку от­крыть. И все проклинают: «Будь ты проклята, трубка, будьте про­кляты, двери, будьте прокляты, во­рота, — и у печи смотришь. Дак жених-то в точности и выйдет (по­кажется в блюдечке с водой). По­кажется — двери закрывают да благословляют все: перекрестят — господи, благослови трубку. Госпо­ди, благослови двери. Дак, все, больше не появится». Чтобы увидеть суженого во сне, нужно было бросить перед сном на трубку свой пояс. «Научили меня, — рассказывала другая де­ревенская старушка, — бросить пояс на трубу или на брус (печ­ной — Г.Ф.) и сказать: «Пояс, по­яс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидать­ся, а с которым повенчаться». Вот я так и сделала, приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гу­си и утки плавают, и парень заго­няет их белобрысый, а жених у меня был в той деревне с черным волосом. А замуж вышла в дру­гую деревню. Смотрю — пруд под окном и муженек мой белобры­сенький. Серафимом звали».
Гадание в печи на рябине.
По
убеждениям жителей северных
губерний России, с помощью грозди рябины, брошенной в го­рящую печь, можно узнать о том, с какими намерениями пришли к дому незнакомые люди. Именно так советует поступить «скром­ной девице» одна из героинь ка­рело-финского народного эпоса «Калевала»:
Дочка, милая малютка, Положи в огонь рябину, Подожги красу деревьев; Если кровь польет струею, — То останемся мы с миром.
И, конечно же, девица не преми­нула воспользоваться ее советом:
Эта скромная девица
На огонь кладет рябину,
Подожгла красу деревьев.
Не течет ни кровь оттуда,
Ни водица чистой струйкой;
Видит — мед течет оттуда,
Сладкий сот там показался,
Молит Суовакко тихонько, Молвит старая с постели:
«Если мед течет из древа,
Коль из сота сладкий каплет,
Это значит будут гости,
Женихи толпой большою».
Гадание на луковице. У печи хо­зяйка могла погадать о том, что ожидает семейство в будущем. Для этого разрезанную пополам луковицу расслаивали на двенад­цать отдельных плошек. В каж­дую из них сыпали по щепоти по­варенной соли. Затем все двенад­цать плошек ставили в ряд на вы­ступ перетрубья. Каждая из них символизировала определенный месяц года. Первая плошка пред­ставляла январь, а последняя де­кабрь. На следующий день плош­ки осматривали и по состоянию
2 Русская печь

34
Геннадий Федотов
находившейся в них соли судили об особенностях каждого месяца. Если, скажем, в одной или не­скольких плошках соль остава­лась сухой, то соответствующие им месяцы должны быть благо­приятными. Комковатая соль су­лила впереди незначительные трудности, а сырая — большие не-
Так уж исстари повелось, что на Руси духовая печь почти всегда была причастна к лечению даже самых незначительных недомога­ний. Недаром в народе говорили: «Печка греет, печка кормит, печка лечит». По глубокому убеждению наших предков, магическая сила пылающего в печи огня имеет очистительную силу, уничтожая в человеке болезни, насылаемые на него злыми силами. Поэтому именно перед устьем печи прини­мались многие лечебные процеду­ры. Иногда больных исцеляли не­посредственно в жарком горниле печи. Но все же самым распро­страненным было лечение на печ­ке, на дышащей жаром лежанке. Целебную силу имел не только огонь и исходящее от него тепло, но и все, что имело непосредствен­ное отношение к печи, начиная от кирпичей и скрепляющего их рас­твора (опечины) и кончая золой и древесным углем. Особыми це­лебными свойствами отличались не только настои и отвары, но так­же обычная повседневная еда, приготовленная в русской печи.
Лечение на печи.
Рассказали мне однажды, что одной деревенской
приятности. Разумеется, были и такие плошки, в которых соль на­ходилась как бы в промежуточном состоянии, например лишь слегка сыроватая или среди сыпучей со­ли могут встретиться несколько небольших комков. Все эти тонко­сти обязательно учитывали при гадании.
старушке исполнилось сто лет. Репортеры понаехали к ней в дом и стали допытываться: «Что ела, каков был режим питания и чем лечилась?». Она им отвечает: «Питалась, чем бог послал, а ле­чилась и того проще. Как забо­лею, дак чаю с травами напьюсь, да и на печку».
Какие же недуги могли привести человека на печь порой в неуроч­ный час? Конечно же, прежде все­го различные простудные заболе­вания, а также ревматические бо­ли в суставах и пояснице. Если для лечения ревматизма и ради­кулита требовалось длительное время, то от простудных заболе­ваний на печке можно исцелиться за один-два дня. При легкой про­студе больному давали выпить так называемой порушки (отвара сухой малины с медом) и отправ­ляли на печку со строгим наказом прижимать пятки к горячим кир­пичам так долго, «сколько тер­петь можно». На другой день пос­ле такой несложной процедуры простуду «как рукой снимало». При очень сильной простуде при­бегали к более радикальным спо­собам лечения. В избу приносили

Читать дальше

Используются технологии uCoz