|
|||
Русская печь |
275 |
||
|
|||
Но одно другому не мешало.
Игрушки плотно устанавливали на железный противень и отправляли
в печь. Сначала их около часа выдерживали вдали от огня («прожаривали»),
то есть давали возможность как следует просохнуть, а потом ставили
противень на горящие дрова. Обычно, чтобы обогреть помещение и
сварить пищу, русскую печь топят три-четыре часа. Этого времени
вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились,
ИЗБЯНАЯ ФАБРИКА
Если печь топится дровами,
соломой и тростником, а также кизяком, то она практически не
имеет отходов. Мало того, она по сути дела — маленькая домашняя
фабрика, производящая ценные технические продукты, прежде всего
золу, а если же она топится исключительно дровами, то и
древесный уголь. Даже оседающая в дымоходе сажа также шла в дело.
Волшебная зола. В глубокой древности печная зола почиталась как часть родового очага. Она служила также показателем могущества и многочисленности рода. Поэтому золу из костров, а позже и печей, не выбрасывали куда попало, а бережно ссыпали в одну кучу где-нибудь неподалеку от жилища, на самом видном месте. Сюда же складывали после трапезы кости животных и черепки разбившейся посуды. Постепенно рядом с жильем вырастал холм-зольник, который, в зависимости от его величины, служил |
но и пробыли в этом состоянии
довольно долго.
Вынимали игрушки из печи на
другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине обжечь
игрушки во время топки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных
углях. Пылающий жаром уголь сгребали в одну кучу, на которую ставили
противень. Затем подгребали к нему со всех сторон оставшиеся уголья и
присыпали золой. |
||
показателем древности,
многочисленности, богатства и благополучия рода. Чем крупнее и
выше был зольник, тем больше почестей воздавалось главе рода.
Позже, по мере того как символическое значение зольника стало
забываться, люди продолжали открывать все новые и новые полезные
свойства печной золы. Находясь под открытым небом, зола
выщелачивалась: талой водой и дождями вымывались из нее полезные
микроэлементы. Чтобы этого не происходило, зольники старались устроить
где-нибудь под навесом. Теперь уже кости и черепки не валили в одну кучу с
золой. Мало того, в специальные лари, ящики и кадушки ссыпали только
просеянную золу, чтобы потом удобнее было ее использовать для
различных хозяйственных нужд. Выбрасывать печную золу за порог
считалось большим грехом. Уголья, оставшиеся в решете после
просеивания, тоже |
|||
|
|||
|
||||
276 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
складывали в отдельном месте. Они
шли на растопку печи либо самовара, а также для разогрева утюга и на
другие нужды.
В старину древесная зола
была ценнейшим сырьем для получения поташа (углекалиевой соли),
используемого повсеместно при крашении тканей, а также для варки
стекла и мыла. |
но получить 120—140 г чистого
поташа. Само слово «поташ», видимо, пришло в Россию вместе с буковой
золой и переводится дословно с английского как «горшечная зола»
(Pott «горшок» и Asche «зола»). В этом названии отразился древнейший
способ получения этого химиката путем выпаривания зольной воды
(щелока) в горшке.
На заводах прошлого поташ из золы
получали следующим образом. Просеянную золу засыпали в глубокое
деревянное корыто и заливали чистой водой. Примерно через четыре
часа, когда часть содержащегося в золе поташа растворится в
воде, зольную или щелочную воду (щелок) сливали в металлический
котел. В деревянное корыто заливали новую порцию воды и
продолжали выщелачивать золу примерно около четырех часов. Затем
новую порцию щелока сливали в котел, а оставшуюся в корыте золу
заливали чистой водой уже в третий раз. Через четыре часа, когда в
новой воде растворялись последние остатки находящегося в золе
поташа, ее также сливают в варочный котел, в котором выпаривали
воду. На дне котла после выпаривания оставалась серая рыхлая масса
(серый поташ), так называемый «шадрик». После
прокаливания в печи шадрик превращался в чистый белоснежный
поташ. Чем быстрее развивалось производство стекла и мыла, тем
больше требовалось древесины для производства поташа, тем больше леса
уничтожалось специально |
|||
Для производственных нужд
специально сжигали древесину твердых пород, например дуба.
Россия экспортировала золу наравне с пенькой, медом, воском и
мехами.
Любопытно, что когда в России
стали строиться первые стекольные заводы, для них специально из
Германии и Италии привозили золу, полученную из буковой
древесины.
Известно, что 98,9—99,7%
древесины состоит из органических веществ, которые полностью
сгорают в печи, и только 0,3—1,1% — это минеральные соединения,
остающиеся после сгорания в виде золы. Выход золы зависит также
от породы древесины. Так из 100 кг дубовой древесины получается 3 кг
300 г, из сосновой — 1 кг 500 г, а из
березовой — всего 1 кг золы.
Щелок и поташ. В древесной
золе содержится 12—14% поташа —
белого зернистого порошка, расплывающегося под действием
влажного воздуха. Выходит, что из одного килограмма золы
мож- |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
277 |
||
|
|||
для этих целей. И происходило это
до тех пор, пока поташ не научились получать химическим путем из
хлористого калия. Золу, выгребаемую из печи, в отличие от золы,
получаемой в костре, крестьяне
иногда называли — печиной. Хотя по химическому составу она
мало чем отличается от костровой золы. Между тем считалось, что она
обладает особыми магическими свойствами, поскольку происхождение ее
связано со священным огнем домашнего очага, почитаемого у всех
народов. Поэтому золу довольно часто использовали во
всевозможных народных обрядах, при заговорах и лечении больных.
К тому же зола имела большое хозяйственное значение, и не только
потому, что из нее получали щелок, в котором при стирке вываривали
белье, а в бане использовали в качестве жидкого мыла.
Разумеется, рачительные хозяева золу не выбрасывали, а ссыпали в
ящики и кадки, в которых она хранилась, и употребляли по мере
необходимости. А необходимость в печной золе возникала довольно
часто: то надо посуду почистить, то белье выварить, а то и наступала пора
окрасить вытканный и отбеленный холст. В весеннюю пору, а также летом
золы требуется еще больше. Ведь надо подкормить огородные растения,
подлечить стволы фруктовых деревьев, припудрить капусту и картошку,
да мало ли на какие нужды может потребоваться зола. При желании из нее и
шампунь приготовить не так уж сложно. |
Немудрено, что у человека,
хорошо знающего достоинства печной золы, никогда не поднимется
рука выбросить ее просто так на улицу, чтобы только освободить
печь. Ведь в городах, где печи топились не только дровами, но и
углем, некоторые хозяева специально покупали золу на разные
нужды у торговцев, которых называли
пепельниками. |
||
Стирка и отбеливание
белья.
«Щелока
не варить — белья не белить» —
говаривали в старое время хозяйки. Но щелок не только
хорошо отстирывал грязное
белье, но и отбеливал новотканые холсты. Перед праздниками щелоком
отмывали добела деревянные полы. При этом следует
особо подчеркнуть, что в
отличие от современных
химических порошков
использованный щелок не только
не отравляет природу, а наоборот, приносит ей благо,
обогащая почву полезными
для растений микроэлементами. Для варки щелока использовалась большая деревянная бочка, так называемый бук, или бучало.
В бучало сыпали определенное количество золы и заливали
холодной или подогретой
водой. Затем, накалив в
русской печи так называемые
бучные камни — специально отобранные для этих
целей песчаные булыжники,
— бросали их в бучало. Вода мгновенно нагревалась почти до
кипения. |
|||
|
|||
|
|||
278 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
При этом поташ, находящийся в
печной золе, начинал постепенно растворяться в горячей воде. Готовый
щелок переливали в стоящий на шестке большой чугун, в котором заранее
было уложено белье или холст. Затем чугун со щелоком и бельем отправляли в
печь на ухвате, подложив под него деревянный
каток. |
Широко использовался, особенно в
более поздние времена, другой, более простой способ отбеливания
непосредственно в русской печи. Чугун загружали бельем, клали сверху
мешочек, наполненный просеянной золой и заливали водой. Чугун
ввозили на катке в печь и ставили на таком расстоянии от огня, чтобы
вода в нем медленно кипела. При этом способе, применяемом в деревнях
до сих пор, происходит одновременное приготовление щелока и
отбеливание белья. Замечательно, что после обработки щелоком
белье становится не только чище и белее, но и гораздо
прочнее. |
||
|
|||
Иногда белье бучили
(отбеливали) прямо в бочке, в которой варили щелок, накрыв сверху
крышкой. |
|||
|
|||
|
|||