Вернуться к содержанию

134
Геннадий Федотов

 

ПРОСУШКА И ПРОБНАЯ ТОПКА
Глинобитные, а также кирпичные печи содержат очень много вла­ги. Достаточно хотя бы вспом­нить, сколько ведер воды при­шлось использовать во время кладки для смачивания кирпи­чей, а также для составления рас­твора. Сразу удалить такое коли­чество воды, находящейся в мас­сиве печи, невозможно, да и опас­но, поскольку печь может растре­скаться. Поэтому ее нужно про­сушивать постепенно. Например, утром на поду или колосниковой решетке разводят небольшой огонь и поддерживают его в тече­ние 1,5—2 часов. Обычно в нача­ле растопки печь сильно дымит,
рую трубу. Вставив между брусь­ями по два кирпича, один брус удаляют и в этом месте кладут на растворе кирпичи. Затем удаляют осторожно второй брус и на его месте так же кладут кирпичи, ста­раясь строго соблюдать перевяз­ку швов.
поскольку в сырой трубе возни­кает воздушная пробка. Чтобы ее удалить, открывают полудверку и на вьюшке разжигают небо­льшой костерок из сухих щепок, стружки, бумаги или бересты. Когда костерок прогорит, вьюш­ку открывают, сняв нахлобучку с блинком, и только после этого растапливают печь. После топки вьюшку и задвижку оставляют открытыми до следу­ющей топки. Ближе к вечеру печь протапливают еще раз и ос­тавляют на ночь трубу открытой. Умеренную топку производят до тех пор, пока на поверхностях печи не исчезнут темные полосы,

Русская печь
135
идущие вдоль швов, и печь при­обретет ровный светло-бурый цвет. В это же время на вьюшке и задвижке должны исчезнуть сле­ды конденсата, то есть они пере­станут покрываться влагой.
Правильно высушенная печь не должна иметь трещин. Если все же отдельные трещины появят­ся, их нужно уметь правильно за­делывать (рис. 32, а). На месте каждой трещины ножом проре­зают глубокую канавку (рис. 32, б), смачивают ее водой и запол­няют густым глиняным раство­ром. Затем мастерком или сталь­ной циклей снимают с поверхно­сти печи излишки раствора (рис. 32, в).
Ежедневную топку продолжа­ют примерно в течение недели, постепенно увеличивая количе­ство сжигаемого топлива.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ПЕЧЕЙ
Русская печь всегда находилась на виду, и от ее внешнего вида не в малой степени зависела красота и уют жилища. Небрежно сло­женная печь с неровными бугри­стыми поверхностями вряд ли может радовать глаз. Поэтому хо­роший печник большое значение придавал отделке печи. Стенки печи тщательно выравнивали притиранием или же покрывали тонким ровным слоем штукатур­ки, затем белили. В южных рай­онах России печи окрашивали в различные цвета и расписывали яркими узорами. Их также по­крывали изразцами и кафельны­ми плитками. Печи, сделанные из глинобита, легко поддавались пластической обработке. Поэто­му перед побелкой и росписью в их стенках вырезали всевозмож­ные ниши, филенки, балясины, а иногда отдельные части отделы­вали резьбой. Позже для отделки таких печей использовали также

кирпич-сырец с рельефом на тыч­ковой и ложковой гранях.

Притирание. Если печь была вы­ложена аккуратно, да к тому же из хороших кирпичей, то выров­нять ее стенки можно было с по­мощью притирания. Притирку выполняли половинкой или чет­вертушкой кирпича. Перед при­тиркой поверхность печи смачи­вали водой, затем кирпичом кру­говыми движениями равномерно шлифовали один участок печной поверхности за другим. В процес­се притирания выступающие уча­стки кирпичной кладки посте­пенно стирались, а образующий­ся при этом порошок смешивался с размягченной глиной. Образо­вавшаяся мастика заполняла все­возможные трещины и углубле­ния в кирпичах, а также швы ме­жду ними. После окончания при­тирки поверхность печной кадки разглаживали мокрой тряпкой. В результате такой обработки печь не только становилась глад-


136
Геннадий Федотов
кой, но и приобретала красно-ко­ричневый цвет. После полного высыхания печь становилась бу­ро-оранжевой. Однако такой цвет мало кого устраивал, и печь после притирания белили, нанося на ее поверхность два-три тонких слоя побелки.
Штукатурка. Гораздо чаще для выравнивания поверхностей пе­чей вместо притирания использо­вали штукатурку. Штукатурить печь можно только после того, как она полностью просушена. Перед тем как начать штукату­рить, печь протапливали так, что­бы ее поверхности стали теп­лыми.
разравнивая ее мастерком. Тол­щина штукатурки должна быть минимальной, то есть 5—6 мм, и только лишь в глубоких впадинах она может доходить до 10 мм. Ко­гда штукатурка подсыхала, ее гла­дили тряпкой, нанося сверху жидкий раствор этого же состава.
Побелка и окраска. В средней полосе и северных районах Рос­сии декоративная отделка печи завершалась ее побелкой. Печь должна была сверкать белизной, словно ее только что вылепили из чистого белого снега. Считалось, что белый цвет защищает семей­ный очаг и самих домочадцев от дурного глаза и других напастей. Как известно, белый цвет был ха­рактерен для одежд христиан­ских святых. А в представлениях смоленских крестьян белые одеж­ды носил даже хранитель очага домовой, являющийся представи­телем языческого племени. У не­го была также белая борода, и зва­ли его Белуном. Считалось боль­шим грехом пачкать печь, нано­сить на нее какие-либо надписи и рисунки. Уроженец русского Се­вера художник XIX века В.М. Максимов, автор известной картины «Приход колдуна на де­ревенскую свадьбу», вспоминал, как в детстве он был высечен за то, что разрисовал беленую печь древесным углем. К побелке печи крестьяне относи­лись с особой ответственностью. Они избегали белить как новую, так и старую печь в понедельник, субботу, а также в те дни, когда месяц был на ущербе. Нарушение подобного запрета, согласно по-
Для штукатурки применяли растворы следующих соста­вов:
1-й раствор (1 часть глины и 2 части песка);
2-й раствор (1 часть глины, 1 часть извести и 2 части песка); 3-й раствор (1 часть глины, 1 часть цемента и 2 части пес­ка).
Приготовив один из растворов, приступали к штукатурке. Рас­твор наносился на поверхность печи в два приема. Одну часть приготовленного раствора разво­дят в отдельной посудине до кон­систенции густой сметаны. Пред­варительно смочив поверхность печи, наносили на нее тонким слоем жидкий раствор с помо­щью мочальной кисти. Затем по­верхность печи покрывали более густой штукатуркой, тщательно

Русская печь
137
верью, могло принести в дом не­счастье.
Белили печь побелкой, которую готовили из толченого и просеян­ного мела, смешанного со снятым (обезжиренным) коровьим моло­ком. Для того чтобы убрать жел­тизну, в меловой раствор добав­ляли немного бельевой синьки или какого-либо другого синего красителя, например чернила, краски для ткани и т.п. Молочно-меловая побелка используется с успехом и до сих пор.
Готовят побелку также из га­шеной извести, в которую в ка­честве закрепителя вместо молока добавляют поваренную соль. На 1000 г гашеной извести требуется 35 г поваренной со­ли.
нибудь на чердаке или во дворе под навесом. Мочальная кисть и в наше время не утратила своего значения, было бы только мочало. Обычно изготавливаются сразу две мочальные кисти (рис. 33). Моток мочала сжимают (рис. 33, а) и перевязывают в двух местах прочной бечевкой, а затем разре­зают пополам (рис. 33, б). В ре­зультате получают две готовые кисти (рис. 33, в). Каждую кисть размачивают в воде, кладут на то­рец пенька и проколачивают де­ревянным молотком или коло­тушкой, чтобы мочало расщепи­лось на более тонкие волокна (рис. 33, г). Полученные таким способом кисти становятся мяг­кими и упругими. В наше время наряду с мочальными для побел­ки используются также капроно­вые и щетинные кисти. Окрашивают печь в два приема. Вначале ее торцуют, то есть нано­сят побелку торцом кисти (рис. 34, а). Нанося второй слой побелки, поверхность печи как бы разгла­живают кистью, постепенно про­двигаясь сверху вниз (рис. 34, б). Следует заметить, если мазки на­носить только вертикально, то на стене с боковым освещением бу­дут видны даже мельчайшие бо­роздки, оставляемые кистью. Что­бы этого не происходило, мазки наносят сначала в вертикальном (рис. 34, б1), а потом в горизон­тальном направлении (рис. 34,б2). Не секрет, что белая печь слиш­ком маркая. Проходило какое-то время, и она постепенно грязни­лась и покрывалась копотью. Ме­жду тем аккуратная хозяйка по-
Чтобы избежать в будущем появ­ления трещин, перед побелкой на поверхность печи наклеивают один или два слоя марли. На по­добную грунтовку равномерно ложится не только побелка, но и клеевые краски. Кое-где печи красили также масляной краской. Однако этот способ применяли крайне редко, поскольку перего­ревшая олифа распространяла в помещении неприятный запах. Побелку наносили на оштукату­ренную поверхность квачом — кистью, сделанной из мочала. Кисть для побелки лучше, чем мочальная, вряд ли можно найти. Да и сделать ее не так уж и труд­но. В крестьянском хозяйстве мотки мочала всегда висели где-

138
Геннадий Федотов
стоянно поддерживала белизну печи, время от времени подбели­вая ее. Чаще всего печь белили к праздникам, особенно к таким, как Пасха и Рождество. Перед Пасхой белить печь можно было только в Чистый четверг на Стра­стной неделе. В это же время мы­ли с песком пол и деревянный по­толок.
Роспись печей. На севере Урала и в средней полосе России деко­ративной отделкой печей в кре­стьянских избах была в основном побелка, но зато с особой любо­вью здесь расписывали ее дере-
вянные пристройки: голбец, ко­ник, печной столб, лавку, полки, шкафчики и другие деревянные пристройки, входящие в печной ансамбль.
А в богатых городских домах и в усадьбах в XVII веке печи щедро украшали ярким «красочным письмом». Историк И. Забелин в книге «История города Москвы», рассказывая об устройстве Пат­риаршего дома, писал: «В каждой келье была поставлена печь, и все три печи были расписаны трава­ми, и употреблены разные крас­ки, и особенно киноварь и лазорь
Рис. 33

Русская печь
139
(красная и темно-синяя, то есть лазурь — Г.Ф.), и свежие яйца, из желтков которых и составлялось красочное письмо». Позже красочное письмо в горо­дах вытеснили изразцы. Однако в южных областях России и на Ук­раине роспись печей настолько прочно вошла в народный быт, что встречается и в наше время.
Для росписи печей применяют­ся анилиновые текстильные красители, разводимые, как и встарь, на яичном желтке.
гусиных перьев. Применяли так­же тампоны — укрепленные на деревянных рукоятках тряпицы, набитые ватой или мехом. Из ре­пы, картофеля и свеклы вырезали штампы, с помощью которых на поверхности печи можно отпеча­тать листья, лепестки, сердечки, кружочки, ромбики и прямо­угольники. Из маленького недоз­релого вилка капусты делали спе­циальный штамп. В качестве ру­коятки штампа служила коче­рыжка, а сам вилок разрезали по­полам под прямым углом к ней. Место среза смазывали краской и прижимали к плоскости печи. Ко­гда штамп отнимали, на ее по­верхности отпечатывалось изо-
В зависимости от замысла и с учетом формы печь расписывали полностью или только отдельные ее части. Нередко, чтобы компо­зиционно связать печь с интерье­ром хаты, расписывали также расположенную над печью мати­цу. Обычно роспись состояла из причудливо извивающихся побе­гов с яркими цветами и обильной листвой. Как правило, выполня­лась она без предварительного рисунка. Народный художник (чаще всего художница), посто­янно импровизируя, искусно рас­писывал отдельные детали печи, исходя из их формы. Поэтому свободная манера письма, кото­рая традиционно использовалась для росписи печей, покоряет зри­теля своей живостью и непосред­ственностью.
Узоры на поверхность печи само­деятельные художники наносили с помощью кисточек, изготовлен­ных из шерсти домашних живот­ных, свиной щетины, куриных и
Рис. 34

Геннадий Федотов
бражение, чем-то напоминающее розу.
При выполнении росписи исполь­зуются два основных приема. В первом случае на плоскости печи сначала рисуют стебли и ветки фантастических растений, на них располагают яркие и пышные цве­ты, а потом уже и листья. В самом конце росписи выполняют раздел­ку цветов и листьев, нанося тон­кой кистью и тампоном всевоз­можные кружки, точки и штрихи, имитирующие прожилки и иные мелкие детали растений. Другой прием росписи заключается в том, что на плоскости печи вначале ри­суют крупные цветы, которые за­тем объединяют стебли с ветвями. Затем на ветвях рисуют или штам­пуют листья, а оставшиеся пустые пространства заполняют всевоз­можными завитками и другими декоративными элементами. Если в стародавние годы роспись выполнялась только на светлом, то есть белом, фоне, имеющем го­лубоватый оттенок, то позже печи стали окрашивать в коричневый, темно-зеленый и темно-синий цвета. Роспись по такому фону выполняли светлыми красками. Такое декоративное решение ста­ло возможным лишь в последнее время, когда в крестьянском жи­лище появились большие окна, пропускающие в помещение мно­го света.
Иногда вместо росписи для деко­ративной отделки отдельных час­тей печи применяли вырезки из цветной бумаги. Их наклеивали на тех поверхностях печи, кото­рые не нагревались сильно, на-
пример на кожухе, щитке и кар­низах. Если хозяева не в состоя­нии были сами изготовить такие вырезки, их свободно можно бы­ло купить на базаре или у знако­мой мастерицы.

Существует и еще один способ нанесения красочных узоров на поверхность печи — с помощью трафарета. Чтобы воспользовать­ся им, не нужно иметь художест­венные способности. Однако тра­фаретное оформление печи — ме­нее живописно, поскольку исче­зает живость рисунка и его непо­вторимость, которая присуща свободной росписи.

Изразцовая облицовка. В X—XII веках керамические облицовоч­ные плитки использовались в Ки­евской Руси в основном для от­делки дворцов и храмов. Наряду с ними в XI веке гончарные мастер­ские стали выпускать специаль­ные красные изразцы для обли­цовки печей в царских палатах и боярских покоях.

Красными называли изразцы из обожженной красножгущейся глины без поливы. Из такой глины обычно делали кирпичи.
Другое название подобных кера­мических изделий терракота, что в переводе с итальянского означа­ет «обожженная земля». Каждый такой изразец украшался релье­фом, оттиснутым в специальной деревянной форме. Эти рельефы отличались большим разнообра­зием. Они изображали сцены охо­ты и битв, эпизоды из сказок, ба-

Русская печь
141
сен и былин, а также фантастиче­ские сюжеты, среди которых чаще всего встречались — птица радо­сти Алконост и птица печали Си­рин. По сути дела, чуть ли не каж­дый изразец был произведением искусства. Изготавливались так­же изразцы, которые составляли лишь небольшую часть орнамен­тальной композиции. Однако красные терракотовые изразцы были все же малопрак­тичны из-за пористости материа­ла. Они пропускали угар в поме­щение, легко загрязнялись и по­степенно темнели. Чтобы устра­нить подобные недостатки, рель­ефные изразцы стали покрывать защитным слоем прозрачной гла­зури, обычно зеленой, так назы­ваемой муравой. Для муравленых изразцов применялась более тон­кая разделка деталей. Скаплива­ясь в углублениях рельефа более толстым слоем, зеленая полива в этих места казалась более темной. Насыщенная тональность глазу­ри в углублениях зрительно под­черкивала рельеф, придавая деко­ративным деталям особую выра­зительность.
XVII век стал периодом расцвета русских изразцов, вслед за мурав­леными стали изготовлять так на­зываемые ценинные изразцы, от­личающиеся праздничным мно­гоцветьем. Для их росписи при­меняли поливы пяти цветов: бе­лую, желтую, коричневую, синюю и зеленую. Подобные изразцы де­корировались в основном расти­тельными узорами из причудли­вых листьев, цветов и плодов с переплетающимися стеблями.
Необыкновенно яркую радужную керамику изготовляла мастер­ская Новоиерусалимского мона­стыря под Москвой. Керамиче­скими промыслами занимались в Великом Устюге, Ярославле, Сольвычегодске, Тотьме и других российских городах.
Печной изразец состоит из двух частей — плиты с рельеф­ным изображением или роспи­сью и рамки, укрепленной на его тыльной стороне, так на­зываемой румпы (печники ее называют «рюмкой»).
В процессе изготовления изразца в румпе делают небольшие отвер­стия, с помощью которых изразец крепят в кирпичной кладке печи. Для создания на поверхности из­разца рельефа применяют способ пластического формования оттис­ка в специальной форме. Румпу на тыльной стороне образца вы­полняют способом свободной лепки либо в специальной форме. Известен также старинный спо­соб формовки цилиндрической румпы на гончарном круге. Рус­ские мастера обычно формовали изразцы в деревянных формах, на дне которых был вырезан обрат­ный рельеф (контррельеф). Здесь уместно вспомнить, что подоб­ным же образом в деревянных формах (пряничных досках) фор­мовались из теста знаменитые русские пряники. По сути дела, пряничные доски и деревянные формы для оттиска керамических изразцов имеют много общего.

142
Геннадий Федотов

Нередко их изготовлением зани­мались одни и те же резчики по дереву. Деревянные формы отли­чались прочностью и высокой на­дежностью. Сложность их изгото­вления заключалась в том, что резчик должен был обладать уме­нием мысленно представить буду­щий рельеф, который при оттиске должен получиться на изразце. О технике изготовления деревянной формы с контррельефом читайте в разделе «Пряники печатные». Позже появился другой способ формовки изразцов — в гипсовой форме. Преимущество гипсовой формы заключается в том, что ма­стер вначале лепит точную мо­дель изразца и уже в процессе лепки видит, как будет выглядеть изразец после его формовки. Гип­совые формы менее долговечные. Однако они вполне оправдывают себя, если требуется небольшое количество изразцов для декора­тивной отделки только одной печ­ки. При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно от­формовать до двухсот изразцов.

Лепка глиняной модели. Лепку глиняной модели начинают с плинтуса. Он может иметь самую различную форму.

Плинтус изготавливают сле­дующим образом: комок пла­стичной глины расплющивают так, чтобы получилась округ­лая лепешка, из нее, в зависи­мости от необходимости, но­жом вырезают квадрат или прямоугольник.
Верхнюю сторону плинтуса тща­тельно выравнивают правильцем, вырезанным из листового ме­талла.
Когда плинтус подготовлен, на его ровную поверхность наносят контурный рисунок рельефа. За­тем вдоль всего контура прокла­дывают на высоту предполагае­мого рельефа скатанные или нарезанные из глины валики. Ра­ботая над деталями, постоянно следят за тем, чтобы их конфи­гурация позволяла гипсовой форме свободно отделяться от изразца.
Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из древесины твер­дых пород (самшита, яблони, бука, клена, березы) и пропитывают го­рячей олифой. Для нанесения фа­ктурных бороздок на поверхность глины применяют специальные стеки с зубчиками на рабочей час­ти. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или полоски, например из пружи­ны от старого будильника. Завершают лепку разделкой рельефа, стеками-петельками вы­бирают углубления. Одновремен­но придают деталям более четкую и выразительную форму. Оконча­тельно выглаживают поверхно­сти модели мягкой тряпочкой, смоченной водой. Изготовление гипсовой формы (рис. 35, 36). Глиняную модель размещают в опалубке, изготов-

Русская печь
143
Рис. 35
Последовательность выполнения модели:
— нанесение на плинтус вспомогательных лент и контурного рисунка;
— лепка валиков вдоль контуров;
— лепка деталей рельефа;
— окончательная разделка рельефа.
Рис. 36
Изготовление формы и формовка изразца:
— заливка гипса в опалубок;
2 — набивка формы гладкой массой;
— выравнивание тыльной стороны изразца скребком;
— сверление отверстий в румпе.

144
Геннадий Федотов
ленной из тонких дощечек, и за­ливают гипсовым раствором.
Гипсовую форму готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды.
приготовленной глиной. Вначале на все участки формы кладут тон­кий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления контр­рельефа. Затем постепенно накла­дывают следующие слои, не пере­ставая уплотнять их пальцами, а потом и ладонями. Когда форма будет заполнена глиной доверху, правильцем выравнивают тыль­ную сторону будущего изразца. Если изготавливается обычный изразец, предназначенный для об­лицовки стен, то на этом его фор­мовка закончена. При формовке печного изразца на его тыльную сторону нужно укрепить румпу, или рюмку. С ее помощью изразец крепится в печной кладке.
Делают румпу так: из глиняно­го пласта вырезают четыре прямоугольных бруска одинако­вого сечения. На тыльную по­верхность изразца наносят сте­кой сетчатые насечки (для луч­шего сцепления) и, смочив водой или еще лучше жидкой глиной (шликером), прикрепляют бру­ски так, чтобы они образовали прямоугольный ящичек, то есть румпу. В двух или четырех мес­тах румпы сверлят небольшие отверстия. В дальнейшем в них будут вставляться металличе­ские стержни из толстой про­волоки, с помощью которых осуществляется крепление из­разца в печной кладке.

В гипсовку, сделанную из поло­винки резинового мяча, вначале вливают воду, а затем, постоянно помешивая, высыпают постепен­но гипс. При этом помнят, что гипсовый раствор сохраняет не­обходимую текучесть только 2—3 минуты. Через 7—8 минут он те­ряет пластичность, а через 15—20 минут окончательно затвердева­ет. Поэтому работу надо делать довольно быстро. Заливают модель жидким гипсом в следующей последовательности: смачивают глиняную модель чис­той водой из пульверизатора или обрызгивают с помощью кисти до появления на ее поверхности лег­кого блеска. Затем наносят на мо­дель тонкий слой гипса так, чтобы все ее участки были полностью за­крыты. Только после этого выли­вают оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, опалубку снима­ют и просушивают гипсовую фор­му вместе с моделью в течение не­скольких часов. При высыхании глина уменьшится в объеме и лег­ко отделится от гипса. Освобож­денную от глиняной модели гип­совую форму тщательно промы­вают водой и высушивают, поло­жив на печь или на солнце.

Формовка изразцов. Хорошо просушенную гипсовую форму кладут на стол и заполняют заранее

Обычно изразцы прикрепляются к печи одновременно с укладкой кирпича при ее строительстве.

Русская печь
145
На этом формовка заканчивает­ся. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, а потом легким встряхиванием от-
РЕЗЬБА ПО ГЛИНОБИТУ
В течение нескольких дней, пока верхние слои глинобитной печи не потеряли пластичности, можно с успехом выполнять любую резь­бу, в том числе и плоскорельеф­ную (рис. 37). При выполнении резьбы используются простейшие инструменты, изготовленные из листовой стали (рис. 38). Один из основных инструментов, которым
делить его от гипсовой формы. Отформованные изразцы сушат, а затем обжигают и расписыва­ют.
работает мастер, — резак или нож-косяк. Он незаменим при выпол­нении всевозможных контурных прорезей и отделке выступающих элементов рельефа (рис. 38, а). С помощью так называемых пете­лек срезают лишнюю глину и про­водят всевозможные желобки (рис. 38, б). Примерно в тех же це­лях используют стамески-клю­карзы (рис. 38, в). Стамески с пло­ским лезвием применяются для выравнивания фона (рис. 38, г). Формовку на поверхностях печи всевозможных валиков осуществ­ляют с помощью стальных циклей с фигурными выемками (рис. 38, д). Рельефный узор, опоясывающий печь по периметру, выполняют в следующей последовательности (рис. 39). Из тонкой фанеры или плотного картона вырезают шаб­лон основного повторяющегося элемента узора. Чтобы предохра­нить шаблон от разрушающего воздействия влаги, его пропиты-
Рис. 38

146
Геннадий Федотов
вают горячей олифой. С помощью правила резаком проводят две го­ризонтальные линии, в пределах которых будут размещаться эле­менты будущего узора. Приложив между этими линиями шаблон к плоскости печи, обводят его кон­чиком резака или шилом (рис. 39, а). Затем шаблон снимают и по намеченным линиям делают реза­ком прорези, соответствующие глубине будущего рельефа (рис. 39, б). На следующем этапе выби­рают стамеской лишнюю глину между элементами узора, одно­временно опуская фон (рис. 39, в). Завершают работу над рельефом
детальной проработкой выступа­ющих элементов узора с помощью резака, петелек и полукруглых стамесок (рис. 39, г). В такой же последовательности выполняют резьбу вокруг устья печи и печурок (рис. 40, а, б). Уз­кие рельефные пояски на пере­трубье выполняют с помощью фигурных циклей и шаблонов (рис. 40, в). Вначале с помощью циклей формуют валики, на кото­рые накладывают шаблоны и об­водят шилом. В дальнейшем ис­пользуются уже известные прие­мы резьбы, о которых было рас­сказано выше.
В конце XIX века листовой ме­талл становится самым распро­страненным материалом в боль-
ших и малых городах. И, как все­гда, в работе с ним сказалась из­вечная потребность народных ма-
Рис. 39

Читать дальше

Используются технологии uCoz