|
|||
134 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
ПРОСУШКА И ПРОБНАЯ
ТОПКА
Глинобитные, а также кирпичные
печи содержат очень много влаги. Достаточно хотя бы вспомнить,
сколько ведер воды пришлось использовать во время кладки для
смачивания кирпичей, а также для составления раствора. Сразу
удалить такое количество воды, находящейся в массиве печи,
невозможно, да и опасно, поскольку печь может растрескаться.
Поэтому ее нужно просушивать постепенно. Например, утром на поду или
колосниковой решетке разводят небольшой огонь и поддерживают его в
течение 1,5—2 часов. Обычно в начале растопки печь сильно
дымит, |
рую трубу. Вставив между
брусьями по два кирпича, один брус удаляют и в этом месте кладут на
растворе кирпичи. Затем удаляют осторожно второй брус и на его месте так
же кладут кирпичи, стараясь строго соблюдать перевязку
швов. |
||
поскольку в сырой трубе
возникает воздушная пробка. Чтобы ее удалить, открывают полудверку и
на вьюшке разжигают небольшой костерок из сухих щепок, стружки,
бумаги или бересты. Когда костерок прогорит, вьюшку открывают, сняв
нахлобучку с блинком, и только после этого растапливают печь. После топки
вьюшку и задвижку оставляют открытыми до следующей топки. Ближе к
вечеру печь протапливают еще раз и оставляют на ночь трубу открытой.
Умеренную топку производят до тех пор, пока на поверхностях печи не
исчезнут темные полосы, |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
135 |
||
|
|||
идущие вдоль швов, и печь
приобретет ровный светло-бурый цвет. В это же время на вьюшке и
задвижке должны исчезнуть следы конденсата, то есть они
перестанут покрываться влагой. |
Правильно высушенная печь не
должна иметь трещин. Если все же отдельные трещины появятся, их нужно
уметь правильно заделывать (рис. 32, а). На месте каждой
трещины ножом прорезают глубокую канавку (рис. 32, б),
смачивают ее водой и заполняют густым глиняным раствором.
Затем мастерком или стальной циклей снимают с поверхности печи
излишки раствора (рис. 32, в). |
||
|
|||
Ежедневную топку
продолжают примерно в течение недели, постепенно увеличивая
количество сжигаемого топлива. |
|||
|
|||
ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА
ПЕЧЕЙ |
|||
|
|||
Русская печь всегда находилась на
виду, и от ее внешнего вида не в малой степени зависела красота и уют
жилища. Небрежно сложенная печь с неровными бугристыми
поверхностями вряд ли может радовать глаз. Поэтому хороший печник
большое значение придавал отделке печи. Стенки печи тщательно выравнивали
притиранием или же покрывали тонким ровным слоем штукатурки, затем
белили. В южных районах России печи окрашивали в различные цвета и
расписывали яркими узорами. Их также покрывали изразцами и
кафельными плитками. Печи, сделанные из глинобита, легко поддавались
пластической обработке. Поэтому перед побелкой и росписью в их
стенках вырезали всевозможные ниши, филенки, балясины, а иногда
отдельные части отделывали резьбой. Позже для отделки таких печей
использовали также |
кирпич-сырец с рельефом на тычковой и ложковой гранях. Притирание. Если печь была выложена аккуратно, да к тому же из хороших кирпичей, то выровнять ее стенки можно было с помощью притирания. Притирку выполняли половинкой или четвертушкой кирпича. Перед притиркой поверхность печи смачивали водой, затем кирпичом круговыми движениями равномерно шлифовали один участок печной поверхности за другим. В процессе притирания выступающие участки кирпичной кладки постепенно стирались, а образующийся при этом порошок смешивался с размягченной глиной. Образовавшаяся мастика заполняла всевозможные трещины и углубления в кирпичах, а также швы между ними. После окончания притирки поверхность печной кадки разглаживали мокрой тряпкой. В результате такой обработки печь не только становилась глад- |
||
|
|||
|
||||
136 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
кой, но и приобретала
красно-коричневый цвет. После полного высыхания печь становилась
буро-оранжевой. Однако такой цвет мало кого устраивал, и печь после
притирания белили, нанося на ее поверхность два-три тонких слоя
побелки.
Штукатурка. Гораздо чаще
для выравнивания поверхностей печей вместо притирания
использовали штукатурку. Штукатурить печь можно только после того,
как она полностью просушена. Перед тем как начать штукатурить, печь
протапливали так, чтобы ее поверхности стали
теплыми. |
разравнивая ее мастерком.
Толщина штукатурки должна быть минимальной, то есть 5—6 мм, и только
лишь в глубоких впадинах она может
доходить до 10 мм. Когда штукатурка подсыхала, ее гладили
тряпкой, нанося сверху жидкий раствор этого же состава. Побелка и окраска. В средней полосе и северных районах России декоративная отделка печи завершалась ее побелкой. Печь должна была сверкать белизной, словно ее только что вылепили из чистого белого снега. Считалось, что белый цвет защищает семейный очаг и самих домочадцев от дурного глаза и других напастей. Как известно, белый цвет был характерен для одежд христианских святых. А в представлениях смоленских крестьян белые одежды носил даже хранитель очага домовой, являющийся представителем языческого племени. У него была также белая борода, и звали его Белуном. Считалось большим грехом пачкать печь, наносить на нее какие-либо надписи и рисунки. Уроженец русского Севера художник XIX века В.М. Максимов, автор известной картины «Приход колдуна на деревенскую свадьбу», вспоминал, как в детстве он был высечен за то, что разрисовал беленую печь древесным углем. К побелке печи крестьяне относились с особой ответственностью. Они избегали белить как новую, так и старую печь в понедельник, субботу, а также в те дни, когда месяц был на ущербе. Нарушение подобного запрета, согласно по- |
|||
Для штукатурки применяли
растворы следующих составов:
1-й раствор (1 часть глины
и 2 части песка);
2-й раствор (1 часть глины,
1 часть извести и 2 части песка); 3-й раствор (1 часть глины, 1 часть
цемента и 2 части песка). |
||||
Приготовив один из растворов,
приступали к штукатурке. Раствор наносился на поверхность печи в два
приема. Одну часть приготовленного раствора разводят в отдельной
посудине до консистенции густой сметаны. Предварительно смочив
поверхность печи, наносили на нее тонким слоем жидкий раствор с
помощью мочальной кисти. Затем поверхность печи покрывали более
густой штукатуркой, тщательно |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
137 |
||
|
|||
верью, могло принести в дом
несчастье.
Белили печь побелкой, которую
готовили из толченого и просеянного мела, смешанного со снятым
(обезжиренным) коровьим молоком. Для того чтобы убрать желтизну,
в меловой раствор добавляли немного бельевой синьки или какого-либо
другого синего красителя, например чернила, краски для ткани и т.п.
Молочно-меловая побелка используется с успехом и до сих пор.
Готовят побелку
также из гашеной извести, в которую в качестве
закрепителя вместо молока добавляют поваренную соль. На 1000 г гашеной
извести требуется 35 г поваренной
соли. |
нибудь на чердаке или во дворе
под навесом. Мочальная кисть и в наше время не утратила своего значения, было бы только мочало.
Обычно изготавливаются сразу две мочальные кисти (рис. 33).
Моток мочала сжимают (рис. 33, а) и перевязывают в двух местах
прочной бечевкой, а затем разрезают пополам (рис. 33, б). В
результате получают две готовые кисти (рис. 33, в). Каждую
кисть размачивают в воде, кладут на торец пенька и проколачивают
деревянным молотком или колотушкой, чтобы мочало
расщепилось на более тонкие волокна (рис. 33, г). Полученные
таким способом кисти становятся мягкими и упругими. В наше время
наряду с мочальными для побелки используются также капроновые и
щетинные кисти. Окрашивают печь в два приема. Вначале ее торцуют, то есть наносят
побелку торцом кисти (рис. 34, а). Нанося второй слой
побелки, поверхность печи как бы разглаживают кистью, постепенно
продвигаясь сверху вниз (рис. 34, б). Следует заметить, если
мазки наносить только вертикально, то на стене с боковым освещением
будут видны даже мельчайшие бороздки, оставляемые кистью.
Чтобы этого не происходило, мазки наносят сначала в вертикальном
(рис. 34, б1), а потом в горизонтальном направлении (рис.
34,б2). Не секрет, что белая печь слишком маркая. Проходило
какое-то время, и она постепенно грязнилась и покрывалась копотью.
Между тем аккуратная хозяйка по- |
||
Чтобы избежать в будущем
появления трещин, перед побелкой на поверхность печи наклеивают один
или два слоя марли. На подобную грунтовку равномерно ложится не
только побелка, но и клеевые краски. Кое-где печи красили также масляной
краской. Однако этот способ применяли крайне редко, поскольку
перегоревшая олифа распространяла в помещении неприятный запах.
Побелку наносили на оштукатуренную поверхность квачом — кистью,
сделанной из мочала. Кисть для побелки лучше, чем мочальная, вряд ли можно
найти. Да и сделать ее не так уж и трудно. В крестьянском хозяйстве
мотки мочала всегда висели где- |
|||
|
|||
|
||||
138 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
стоянно поддерживала белизну
печи, время от времени подбеливая ее. Чаще всего печь белили к
праздникам, особенно к таким, как Пасха и Рождество. Перед Пасхой белить
печь можно было только в Чистый четверг на Страстной неделе. В это же
время мыли с песком пол и деревянный потолок.
Роспись печей. На севере
Урала и в средней полосе России декоративной отделкой печей в
крестьянских избах была в основном побелка, но зато с особой
любовью здесь расписывали ее дере- |
вянные пристройки: голбец,
коник, печной столб, лавку, полки, шкафчики и другие деревянные
пристройки, входящие в печной ансамбль.
А в богатых городских домах и в
усадьбах в XVII веке печи щедро украшали ярким «красочным письмом».
Историк И. Забелин в книге «История города Москвы», рассказывая об
устройстве Патриаршего дома, писал: «В каждой келье была поставлена
печь, и все три печи были расписаны травами, и употреблены разные
краски, и особенно киноварь и лазорь |
|||
|
||||
Рис. 33 |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
139 |
||
|
|||
(красная и темно-синяя, то есть
лазурь — Г.Ф.), и свежие яйца, из желтков которых и составлялось
красочное письмо». Позже красочное письмо в городах вытеснили
изразцы. Однако в южных областях России и на Украине роспись печей
настолько прочно вошла в народный быт, что встречается и в наше
время.
Для росписи печей
применяются анилиновые текстильные красители, разводимые, как и
встарь, на яичном желтке. |
гусиных перьев. Применяли
также тампоны — укрепленные на деревянных рукоятках тряпицы, набитые
ватой или мехом. Из репы, картофеля и свеклы вырезали штампы, с
помощью которых на поверхности печи можно отпечатать листья,
лепестки, сердечки, кружочки, ромбики и прямоугольники. Из маленького
недозрелого вилка капусты делали специальный штамп. В качестве
рукоятки штампа служила кочерыжка, а сам вилок разрезали
пополам под прямым углом к ней. Место среза смазывали краской и прижимали к плоскости печи.
Когда штамп отнимали, на ее поверхности отпечатывалось
изо- |
||
В зависимости от замысла и с
учетом формы печь расписывали полностью или только отдельные ее части.
Нередко, чтобы композиционно связать печь с интерьером хаты,
расписывали также расположенную над печью матицу. Обычно роспись
состояла из причудливо извивающихся побегов с яркими цветами и
обильной листвой. Как правило, выполнялась она без предварительного
рисунка. Народный художник (чаще всего художница), постоянно
импровизируя, искусно расписывал отдельные детали печи, исходя из их
формы. Поэтому свободная манера письма, которая традиционно
использовалась для росписи печей, покоряет зрителя своей живостью и
непосредственностью.
Узоры на поверхность печи
самодеятельные художники наносили с помощью кисточек,
изготовленных из шерсти домашних животных, свиной щетины,
куриных и |
|||
Рис.
34 |
|||
|
|||
|
|||
Геннадий Федотов |
|||
|
|||
бражение,
чем-то напоминающее розу.
При
выполнении росписи используются
два основных приема. В первом случае на плоскости печи сначала рисуют стебли и ветки фантастических растений, на них
располагают яркие и пышные
цветы, а потом уже и
листья. В самом конце росписи
выполняют разделку цветов
и листьев, нанося тонкой
кистью и тампоном всевозможные кружки, точки и штрихи, имитирующие прожилки и иные мелкие детали растений. Другой прием росписи заключается в том, что
на плоскости печи вначале рисуют крупные цветы, которые
затем объединяют стебли с
ветвями. Затем на ветвях
рисуют или штампуют
листья, а оставшиеся пустые пространства заполняют всевозможными
завитками и другими декоративными элементами. Если в
стародавние годы роспись выполнялась только на светлом, то
есть белом, фоне, имеющем голубоватый оттенок, то позже печи стали окрашивать в коричневый, темно-зеленый и темно-синий цвета. Роспись по такому фону выполняли светлыми красками. Такое декоративное решение
стало возможным лишь в
последнее время, когда в крестьянском жилище появились большие окна,
пропускающие в помещение много света.
Иногда вместо росписи для
декоративной отделки отдельных
частей печи применяли вырезки из цветной бумаги. Их наклеивали
на тех поверхностях печи, которые не нагревались сильно,
на- |
пример на кожухе, щитке и
карнизах. Если хозяева не в состоянии были сами изготовить такие
вырезки, их свободно можно было купить на базаре или у знакомой
мастерицы.
Существует и еще один способ нанесения красочных узоров на поверхность печи — с помощью трафарета. Чтобы воспользоваться им, не нужно иметь художественные способности. Однако трафаретное оформление печи — менее живописно, поскольку исчезает живость рисунка и его неповторимость, которая присуща свободной росписи. Изразцовая облицовка. В X—XII веках керамические облицовочные плитки использовались в Киевской Руси в основном для отделки дворцов и храмов. Наряду с ними в XI веке гончарные мастерские стали выпускать специальные красные изразцы для облицовки печей в царских палатах и боярских покоях. Красными называли изразцы
из обожженной красножгущейся глины без поливы. Из такой
глины обычно делали кирпичи. |
||
Другое название подобных
керамических изделий
терракота, что в переводе с итальянского означает
«обожженная земля». Каждый такой изразец украшался рельефом,
оттиснутым в специальной деревянной форме. Эти рельефы отличались большим
разнообразием. Они изображали сцены охоты и битв, эпизоды из
сказок, ба- |
|||
|
|||
|
|||
Русская печь |
141 |
||
|
|||
сен и былин, а также
фантастические сюжеты, среди
которых чаще всего встречались — птица радости Алконост и
птица печали Сирин. По сути дела, чуть ли не каждый изразец был
произведением искусства. Изготавливались также изразцы, которые
составляли лишь небольшую часть орнаментальной композиции. Однако
красные терракотовые изразцы были все же малопрактичны из-за
пористости материала. Они пропускали угар в помещение, легко
загрязнялись и постепенно темнели. Чтобы устранить подобные
недостатки, рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем
прозрачной глазури, обычно зеленой, так называемой муравой. Для
муравленых изразцов применялась более тонкая разделка деталей.
Скапливаясь в углублениях рельефа более толстым слоем, зеленая полива
в этих места казалась более темной. Насыщенная тональность глазури в
углублениях зрительно подчеркивала рельеф, придавая декоративным
деталям особую выразительность.
XVII век стал периодом расцвета
русских изразцов, вслед за муравлеными стали изготовлять так
называемые ценинные изразцы, отличающиеся праздничным
многоцветьем. Для их росписи применяли поливы пяти цветов:
белую, желтую, коричневую, синюю и зеленую. Подобные изразцы
декорировались в основном растительными узорами из
причудливых листьев, цветов и плодов с переплетающимися
стеблями. |
Необыкновенно яркую радужную
керамику изготовляла мастерская Новоиерусалимского монастыря под
Москвой. Керамическими промыслами занимались в Великом Устюге,
Ярославле, Сольвычегодске, Тотьме и других российских
городах.
Печной изразец состоит из
двух частей — плиты с рельефным изображением или росписью
и рамки, укрепленной на его тыльной стороне, так
называемой румпы (печники ее называют
«рюмкой»). |
||
В процессе изготовления изразца в
румпе делают небольшие отверстия, с помощью которых изразец крепят в
кирпичной кладке печи. Для создания на поверхности изразца рельефа
применяют способ пластического формования оттиска в специальной
форме. Румпу на тыльной стороне образца выполняют способом свободной
лепки либо в специальной форме. Известен также старинный способ
формовки цилиндрической румпы на гончарном круге. Русские мастера
обычно формовали изразцы в деревянных формах, на дне которых был вырезан
обратный рельеф (контррельеф). Здесь уместно вспомнить, что
подобным же образом в деревянных формах (пряничных досках)
формовались из теста знаменитые русские пряники. По сути дела,
пряничные доски и деревянные формы для оттиска керамических изразцов имеют
много общего. |
|||
|
|||
|
||||
142 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
Нередко их изготовлением занимались одни и те же резчики по дереву. Деревянные формы отличались прочностью и высокой надежностью. Сложность их изготовления заключалась в том, что резчик должен был обладать умением мысленно представить будущий рельеф, который при оттиске должен получиться на изразце. О технике изготовления деревянной формы с контррельефом читайте в разделе «Пряники печатные». Позже появился другой способ формовки изразцов — в гипсовой форме. Преимущество гипсовой формы заключается в том, что мастер вначале лепит точную модель изразца и уже в процессе лепки видит, как будет выглядеть изразец после его формовки. Гипсовые формы менее долговечные. Однако они вполне оправдывают себя, если требуется небольшое количество изразцов для декоративной отделки только одной печки. При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно отформовать до двухсот изразцов. Лепка глиняной модели. Лепку глиняной модели начинают с плинтуса. Он может иметь самую различную форму. Плинтус изготавливают
следующим образом: комок пластичной глины расплющивают так,
чтобы получилась округлая лепешка, из нее, в зависимости от
необходимости, ножом вырезают квадрат или
прямоугольник. |
Верхнюю сторону плинтуса
тщательно выравнивают правильцем, вырезанным из листового
металла.
Когда плинтус подготовлен, на его
ровную поверхность наносят контурный рисунок рельефа. Затем вдоль
всего контура прокладывают на высоту предполагаемого рельефа
скатанные или нарезанные из глины валики. Работая над деталями,
постоянно следят за тем, чтобы их конфигурация позволяла гипсовой
форме свободно отделяться от изразца.
Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить
более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют
скульптурные стеки. Их вырезают из древесины твердых пород (самшита, яблони, бука,
клена, березы) и пропитывают горячей олифой. Для нанесения
фактурных бороздок на
поверхность глины применяют специальные стеки с зубчиками на рабочей
части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины.
Их выгибают из стальной проволоки или полоски, например из пружины от
старого будильника. Завершают лепку разделкой рельефа, стеками-петельками
выбирают углубления. Одновременно придают деталям более четкую и
выразительную форму. Окончательно выглаживают поверхности модели
мягкой тряпочкой, смоченной водой. Изготовление гипсовой формы
(рис. 35, 36). Глиняную модель размещают в опалубке,
изготов- |
|||
|
||||
|
|||||
Русская печь |
143 |
||||
|
|||||
Рис. 35 |
|||||
|
|||||
Последовательность
выполнения модели:
1 — нанесение на плинтус вспомогательных
лент и контурного рисунка;
2 — лепка валиков вдоль
контуров;
3 — лепка деталей
рельефа;
4 — окончательная разделка
рельефа. |
Рис. 36
Изготовление формы
и формовка изразца:
1 — заливка гипса в
опалубок;
2 — набивка формы гладкой
массой;
3 — выравнивание тыльной стороны
изразца скребком;
4 — сверление отверстий в
румпе. |
||||
|
|||||
|
||||
144 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
ленной из тонких дощечек, и
заливают гипсовым раствором.
Гипсовую форму готовят из 7
частей гипса и 10 частей воды. |
приготовленной глиной. Вначале на
все участки формы кладут тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее
пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления контррельефа.
Затем постепенно накладывают следующие слои, не переставая
уплотнять их пальцами, а потом и ладонями. Когда форма будет заполнена
глиной доверху, правильцем выравнивают тыльную сторону будущего изразца. Если
изготавливается обычный изразец, предназначенный для облицовки стен,
то на этом его формовка закончена. При формовке печного изразца на
его тыльную сторону нужно укрепить румпу, или рюмку. С ее помощью изразец
крепится в печной кладке.
Делают румпу так: из
глиняного пласта вырезают четыре прямоугольных бруска
одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца наносят
стекой сетчатые насечки (для лучшего сцепления) и, смочив водой
или еще лучше жидкой глиной (шликером), прикрепляют бруски так, чтобы
они образовали прямоугольный ящичек, то есть румпу. В двух или четырех
местах румпы сверлят небольшие отверстия. В дальнейшем в них будут
вставляться металлические стержни из толстой проволоки, с
помощью которых осуществляется крепление изразца в печной
кладке. |
|||
В гипсовку, сделанную из половинки резинового мяча, вначале вливают воду, а затем, постоянно помешивая, высыпают постепенно гипс. При этом помнят, что гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2—3 минуты. Через 7—8 минут он теряет пластичность, а через 15—20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работу надо делать довольно быстро. Заливают модель жидким гипсом в следующей последовательности: смачивают глиняную модель чистой водой из пульверизатора или обрызгивают с помощью кисти до появления на ее поверхности легкого блеска. Затем наносят на модель тонкий слой гипса так, чтобы все ее участки были полностью закрыты. Только после этого выливают оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, опалубку снимают и просушивают гипсовую форму вместе с моделью в течение нескольких часов. При высыхании глина уменьшится в объеме и легко отделится от гипса. Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму тщательно промывают водой и высушивают, положив на печь или на солнце. Формовка изразцов. Хорошо просушенную гипсовую форму кладут на стол и заполняют заранее |
||||
Обычно изразцы прикрепляются к
печи одновременно с укладкой кирпича при ее
строительстве. |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
145 |
||
|
|||
На этом формовка
заканчивается. Остается только подождать, чтобы изразец слегка
подсох, а потом легким встряхиванием от-
РЕЗЬБА ПО
ГЛИНОБИТУ
В течение нескольких дней, пока
верхние слои глинобитной печи не потеряли пластичности, можно с успехом
выполнять любую резьбу, в том числе и плоскорельефную (рис.
37). При выполнении резьбы используются простейшие инструменты,
изготовленные из листовой стали (рис. 38). Один из основных
инструментов, которым |
делить его от гипсовой формы.
Отформованные изразцы сушат, а затем обжигают и
расписывают. |
||
работает
мастер, — резак или нож-косяк. Он
незаменим при выполнении
всевозможных контурных прорезей и отделке выступающих элементов рельефа (рис. 38, а).
С помощью так называемых
петелек срезают лишнюю
глину и проводят
всевозможные желобки (рис.
38, б). Примерно в тех же целях используют
стамески-клюкарзы
(рис. 38, в). Стамески с плоским лезвием применяются для выравнивания фона (рис. 38, г).
Формовку на поверхностях
печи всевозможных валиков
осуществляют с помощью
стальных циклей с фигурными
выемками (рис. 38, д). Рельефный узор, опоясывающий печь по
периметру, выполняют в следующей
последовательности (рис. 39). Из тонкой фанеры или плотного картона вырезают
шаблон основного
повторяющегося элемента узора.
Чтобы предохранить шаблон
от разрушающего воздействия
влаги, его пропиты- |
|||
|
|||
Рис.
38 |
|||
|
|||
|
|||
146 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
вают горячей олифой. С помощью
правила резаком проводят две горизонтальные линии, в пределах которых
будут размещаться элементы будущего узора. Приложив между этими
линиями шаблон к плоскости печи, обводят его кончиком резака или
шилом (рис. 39, а). Затем шаблон снимают и по намеченным линиям
делают резаком прорези, соответствующие глубине будущего рельефа
(рис. 39, б). На следующем этапе выбирают стамеской лишнюю
глину между элементами узора, одновременно опуская фон (рис. 39,
в). Завершают работу над рельефом |
детальной проработкой
выступающих элементов узора с
помощью резака, петелек и полукруглых стамесок (рис. 39, г).
В такой же последовательности выполняют резьбу вокруг устья печи и
печурок (рис. 40, а, б). Узкие рельефные пояски на
перетрубье выполняют с помощью фигурных циклей и шаблонов (рис.
40, в). Вначале с помощью циклей формуют валики, на которые
накладывают шаблоны и обводят шилом. В дальнейшем используются
уже известные приемы резьбы, о которых было рассказано
выше. |
||
|
|||
|
|||
В конце XIX века листовой
металл становится самым распространенным материалом в
боль- |
ших и малых городах. И, как
всегда, в работе с ним сказалась извечная потребность народных
ма- |
||
|
|||
|
|||
Рис.
39 |
|||
|
|||