Вернуться к содержанию

54
Геннадий Федотов
В окне забрезжит луч —
волхвующая сказка, И вербой расцветет ласкающий уют; Запечных бесенят хихиканье и пляска, Как в заморозки ключ,
испуганно замрут...
Лишь в предрассветный час лесной
снотворной влагой На избяную тварь нисходит угомон. Как будто нет судьбы, и про блины
с котягой, Блюдя печной дозор, шушукает заслон.
КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ
«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке Жучка. Что это такое?» Подобные загадки про печь нередко загадывали в старину своим детям крестьяне. Действительно, русская печь, особенно если она расписана или облицована изразцами, сродни сказочному терему. Под «ящи­ком» в загадке подразумевалась горнушка — небольшое углубле­ние в поде русской печи. В него хозяйки сгребали раскаленный уголь и засыпали сверху на ночь золой, чтобы сохранить огонь до следующей топки. Нетрудно до­гадаться, что «Жучка», сидящая в ящике, — это раскаленные, пыша-щие жаром угли, а «мучка» — ук­рывающая их печная зола. Одна­ко при отгадывании загадки ассо­циации с теремом возникают еще и потому, что в печке, точнее, ее опечке, действительно, как в из­вестной сказке, нередко обитают настоящие мышки-норушки. Ес­ли одни домашние мыши оруду­ют под полом и на полу, другие — на чердаке и на потолке, третьи в кладовке и на кухне, то мышь-подпечница держит под контро­лем печку. Как только после оче­редной топки печь остынет, мы­ши осторожно пробираются ровую камеру между заслонкой и
кирпичами. Здесь можно найти хлебные крошки, подсохшую картошку и крупу, выпавшую из чугуна, и другие остатки варева. Особенно вольготно жилось мы­шам в ту пору, когда в печи суши­ли грибы, яблоки, морковь и дру­гие овощи и фрукты. Все эти про­дукты находились в печи доволь­но долго при сравнительно невы­сокой температуре. В эту благо­датную пору подпечной мыши не только удавалось наесться вволю, но и наполнить сушеными проду­ктами свои тайные кладовые. Од­нако выносить сухие продукты через устье печи на шесток быва­ло довольно опасно, поскольку здесь мышей могла подкараулить кошка. Поэтому более премудрые и хозяйственные мыши проделы­вали тайные ходы из подпечка прямо на под топливника, осо­бенно в старых, долго простояв­ших печах. Под прикрытием за­слонки мыши свободно разгули­вали по поду жаровой камеры как в собственном амбаре. Иногда до­мочадцы слышали какой-то странный шорох со стороны печи, но не придавали ему особого зна­чения. Напрасно кошка настора­живала уши, поджидая воришек на шестке, а они спокойно уходи­ли в свои гнезда по тайному ходу.

Русская печь
55
Смекалка и сообразительность подпечных мышей нашли отра­жение в русских народных сказ­ках. Порой они помогали доб­рым людям в трудную минуту. Например, в одной из таких ска­зок мышь-подпечница не только спасла жизнь доброй и трудолю­бивой девчушке, но и помогла ей стать богатой. Ночью вломился в избу медведь, сказывалось в сказке. «Ну-ка, девушка, — гово­рит, — туши огни, давай в жмур­ки играть». Мышка вбежала на плечо девицы и шепчет на ушко: «Не бойся, девица! Скажи: да­вай! А сама туши огонь да на печь полезай, а я стану бегать и в колокольчик звенеть». Разуме­ется, медведь не смог поймать юркую мышку и вынужден был утром прислать ей обещанный выигрыш — «воз добра и стадо коней». Мышка же вернулась в подпечек и стала там потихонеч­ку жить себе да поживать. Счи­талось, что не только в сказке, но и в повседневной жизни жи­вущая в подпечке мышь может оказать добрую услугу. Если у ребенка выпадал молочный зуб, его кидали в подпечек со слова­ми: «Мышка, мышка, возьми зуб липяной, а дай костяной». Подпечной мыши под силу было не только поменять молочный зуб на костяной, но и стать пови­тухой при рождении одного из героев русской народной сказ­ки — Лутонюшки. Вот как об этом говорится в сказке: «В не­которой деревне жил старик со старухой; детей у них не было. Однажды старик поехал в лес за дровами; это было зимою. Ста-
рик нарубил дров, сколько нуж­но было, да срубил еще лутошку (липовое полено — Г.Ф.). Прие­хал домой, дрова на дворе оста­вил, а лутошку в избу принес и положил в подпечек. На третий день что-то в подпечке зашур­шало, а потом кричит: «Тятя! Мама! Выньте меня». Старик поглядел в подпечек и увидел там небольшого мальчика. Вы­нул его оттуда, показал старухе, и назвали его Лутонюшкой...» Однако кроме мышки-норушки в печном теремке постоянно проживали сверчок-старичок и друг сердечный — таракан запеч­ный. Им также по нраву было ла­сковое печное тепло, да и кор­миться при печи не трудно: то останутся после выпечки хлеба крошки, то молоко из горшка выкипит. Особенно волновались усатые обитатели печи, когда в ней готовили что-нибудь вкус­ное. Совсем как в стихотворении С. Есенина:
Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
В отличие от бледно-рыжих тара­канов-прусаков, своих современ­ных городских родственников, де­ревенские запечные тараканы бы­ли более крупными и черными, как смоль. Разумеется, у чисто­плотных хозяев тараканы встре­чались редко. Поскольку они не только следили за чистотой, но и вели борьбу с непрошеными гос­тями. Зимой тараканов вымора­живали, а в другое время года вы­куривали. И помогала им в этом

56
Геннадий Федотов
печь. Всем памятно то время, ко­гда избы топились по-черному. Черные печи не имели труб, и дым сначала собирался под по­толком, а потом выходил наружу через специальное волоковое ок­но. Поэтому в курных избах с чер­ными печами не только не води­лись тараканы, но и другие вред­ные насекомые. Помня опыт про­шлого, хозяева время от времени жарко топили свою «белую печь», выгребали из нее золу с остатка­ми угля и сыпали на под конопля­ную мякину. Затем, плотно за­крыв окна и дверь, они уходили ночевать к соседям. А в это время густой ядовитый дым наполнял избу, убивая наповал тараканов и других непрошеных «гостей». Однако даже после такой газовой атаки некоторые из них все же выживали. Порой невредимыми оставались другие постоянные жители печи — сверчки. Если ве­рить известным поговоркам, то сверчки любили селиться за пе­чью и перед устьем печи — на ше­стке: «Все сверчки по своим за-печьям сидят» или «Знай, свер­чок, свой шесток». Между тем по­эт И.Никитин, живший в XIX ве­ке, в одном из своих стихотворе­ний свидетельствовал, что свер­чок в их краях предпочитал оби­тать под печью или в подпечке:
И православных изб жилец,
Известный на Руси певец,
Сверчок стрекочет одиноко Под печью.
К «известному на Руси певцу» крестьяне относились благо­склонно. Заслышав его стрекота­ние, они говорили: «Сверчок по­ет, бога хвалит». Иногда сверчок оказывал хозяевам избы небо­льшие услуги, например предска­зывал изменение погоды. Было подмечено, что если сверчок в мо­розный зимний день стрекочет слишком громко, то в ближайшие дни следует ожидать потепление и снегопад. Считалось, что свер­чок может предупредить домо­чадцев о приближающемся несча­стье. Обычно в этих случаях он покидал печь и начинал летать по избе.
В суровые зимы, когда на дворе стоял лютый мороз, к постоян­ным жителям печки прибавля­лись вынужденные переселенцы. В подпечек поселяли какую-ни­будь мелкую дворовую живность, например кур или кроликов. Вход подпечка закрывали решет­чатой дверцей.
Все живое тянулось в стужу к печ­ке. За печкой, в кутном углу, вре­менно поселяли зимой и ранней весной только что появившихся на свет телят и поросят. Всем ма­тушка-печь давала приют, и каж­дая дворовая живность хотя бы раз спасалась ее благодатным теп­лом.

Читать дальше

Используются технологии uCoz