|
||||
54 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
В окне забрезжит луч
—
волхвующая сказка, И вербой
расцветет ласкающий уют; Запечных бесенят хихиканье и пляска, Как в
заморозки ключ,
испуганно
замрут... |
Лишь в предрассветный час
лесной
снотворной влагой На избяную
тварь нисходит угомон. Как будто нет судьбы, и про блины
с котягой, Блюдя печной дозор,
шушукает заслон. |
|||
|
||||
КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ
«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике
мучка, в мучке Жучка. Что это такое?» Подобные загадки про печь нередко
загадывали в старину своим детям крестьяне. Действительно, русская печь,
особенно если она расписана или облицована изразцами, сродни сказочному
терему. Под «ящиком» в загадке подразумевалась горнушка — небольшое
углубление в поде русской печи. В него хозяйки сгребали раскаленный
уголь и засыпали сверху на ночь золой, чтобы сохранить огонь до следующей
топки. Нетрудно догадаться, что «Жучка», сидящая в ящике, — это
раскаленные, пыша-щие жаром угли, а «мучка» — укрывающая их печная
зола. Однако при отгадывании загадки ассоциации с теремом
возникают еще и потому, что в печке, точнее, ее опечке, действительно, как
в известной сказке, нередко обитают настоящие мышки-норушки.
Если одни домашние мыши орудуют под полом и на полу, другие — на
чердаке и на потолке, третьи в кладовке и на кухне, то мышь-подпечница
держит под контролем печку. Как только после очередной топки
печь остынет, мыши осторожно пробираются ровую камеру между заслонкой
и |
кирпичами. Здесь можно найти хлебные
крошки, подсохшую картошку и крупу, выпавшую из чугуна, и другие остатки
варева. Особенно вольготно жилось мышам в ту пору, когда в печи
сушили грибы, яблоки, морковь и другие овощи и фрукты. Все эти
продукты находились в печи довольно долго при сравнительно
невысокой температуре. В эту благодатную пору подпечной мыши не
только удавалось наесться вволю, но и наполнить сушеными продуктами
свои тайные кладовые. Однако выносить сухие продукты через устье печи
на шесток бывало довольно опасно, поскольку здесь мышей могла
подкараулить кошка. Поэтому более премудрые и хозяйственные мыши
проделывали тайные ходы из подпечка прямо на под топливника,
особенно в старых, долго простоявших печах. Под прикрытием
заслонки мыши свободно разгуливали по поду жаровой камеры как в
собственном амбаре. Иногда домочадцы слышали какой-то странный шорох
со стороны печи, но не придавали ему особого значения. Напрасно кошка
настораживала уши, поджидая воришек на шестке, а они спокойно
уходили в свои гнезда по тайному ходу. |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
55 |
||
|
|||
Смекалка и сообразительность
подпечных мышей нашли отражение в русских народных сказках.
Порой они помогали добрым людям в трудную минуту. Например, в одной
из таких сказок мышь-подпечница не только спасла жизнь доброй и
трудолюбивой девчушке, но и помогла ей стать богатой. Ночью вломился
в избу медведь, сказывалось в сказке. «Ну-ка, девушка, — говорит, —
туши огни, давай в жмурки играть». Мышка вбежала на плечо девицы и
шепчет на ушко: «Не бойся, девица! Скажи: давай! А сама туши огонь да
на печь полезай, а я стану бегать и в колокольчик звенеть».
Разумеется, медведь не смог поймать юркую мышку и вынужден был утром
прислать ей обещанный выигрыш — «воз добра и стадо коней». Мышка же
вернулась в подпечек и стала там потихонечку жить себе да поживать.
Считалось, что не только в сказке, но и в повседневной жизни
живущая в подпечке мышь может оказать добрую услугу. Если у ребенка
выпадал молочный зуб, его кидали в подпечек со словами: «Мышка,
мышка, возьми зуб липяной, а дай костяной». Подпечной мыши под силу было
не только поменять молочный зуб на костяной, но и стать повитухой при
рождении одного из героев русской народной сказки — Лутонюшки. Вот
как об этом говорится в сказке: «В некоторой деревне жил старик со
старухой; детей у них не было. Однажды старик поехал в лес за дровами; это
было зимою. Ста- |
рик нарубил дров, сколько нужно
было, да срубил еще лутошку (липовое полено — Г.Ф.). Приехал
домой, дрова на дворе оставил, а лутошку в избу принес и положил в
подпечек. На третий день что-то в подпечке зашуршало, а потом кричит:
«Тятя! Мама! Выньте меня». Старик поглядел в подпечек и увидел там
небольшого мальчика. Вынул его оттуда, показал старухе, и назвали его
Лутонюшкой...» Однако кроме мышки-норушки в печном теремке постоянно
проживали сверчок-старичок и друг сердечный — таракан запечный. Им
также по нраву было ласковое печное тепло, да и кормиться при
печи не трудно: то останутся после выпечки хлеба крошки, то молоко из
горшка выкипит. Особенно волновались усатые обитатели печи, когда в ней
готовили что-нибудь вкусное. Совсем как в стихотворении С.
Есенина:
Пахнет рыхлыми драченами; У
порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в
паз.
В отличие от бледно-рыжих
тараканов-прусаков, своих современных городских родственников,
деревенские запечные тараканы были более крупными и черными, как
смоль. Разумеется, у чистоплотных хозяев тараканы встречались
редко. Поскольку они не только следили за чистотой, но и вели борьбу с
непрошеными гостями. Зимой тараканов вымораживали, а в другое
время года выкуривали. И помогала им в этом |
||
|
|||
|
|||
56 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
печь. Всем памятно то время,
когда избы топились по-черному. Черные печи не имели труб, и дым
сначала собирался под потолком, а потом выходил наружу через
специальное волоковое окно. Поэтому в курных избах с черными
печами не только не водились тараканы, но и другие вредные
насекомые. Помня опыт прошлого, хозяева время от времени жарко топили
свою «белую печь», выгребали из нее золу с остатками угля и сыпали на
под конопляную мякину. Затем, плотно закрыв окна и дверь, они
уходили ночевать к соседям. А в это время густой ядовитый дым наполнял
избу, убивая наповал тараканов и других непрошеных «гостей». Однако даже
после такой газовой атаки некоторые из них все же выживали. Порой
невредимыми оставались другие постоянные жители печи — сверчки. Если
верить известным поговоркам, то сверчки любили селиться за печью
и перед устьем печи — на шестке: «Все сверчки по своим за-печьям
сидят» или «Знай, сверчок, свой шесток». Между тем поэт
И.Никитин, живший в XIX веке, в одном из своих стихотворений
свидетельствовал, что сверчок в их краях предпочитал обитать под
печью или в подпечке:
И православных изб жилец,
Известный на Руси певец, |
Сверчок стрекочет одиноко Под
печью.
К «известному на Руси певцу»
крестьяне относились благосклонно. Заслышав его стрекотание, они
говорили: «Сверчок поет, бога хвалит». Иногда сверчок оказывал
хозяевам избы небольшие услуги, например предсказывал изменение
погоды. Было подмечено, что если сверчок в морозный зимний день
стрекочет слишком громко, то в ближайшие дни следует ожидать потепление и
снегопад. Считалось, что сверчок может предупредить домочадцев о
приближающемся несчастье. Обычно в этих случаях он покидал печь и
начинал летать по избе.
В суровые зимы, когда на дворе
стоял лютый мороз, к постоянным жителям печки прибавлялись
вынужденные переселенцы. В подпечек поселяли какую-нибудь мелкую
дворовую живность, например кур или кроликов. Вход подпечка закрывали
решетчатой дверцей.
Все живое тянулось в стужу к
печке. За печкой, в кутном углу, временно поселяли зимой и
ранней весной только что появившихся на свет телят и поросят. Всем
матушка-печь давала приют, и каждая дворовая живность хотя бы
раз спасалась ее благодатным теплом. |
||
|
|||
|
|||