Вернуться к содержанию

Русская печь
263
ли несколько снизок рыбы (рис. 90, б, в). Поскольку в перетрубье газы, выходящие из устья печи, имеют высокую температуру, то рыба не только коптится, но и до­статочно хорошо пропекается. Рыбу горячего копчения можно готовить также непосредственно в горниле печи. Огонь разводят в глубине очага, а ближе к устью на поду ставят подставку для рыбы — рамку с натянутой на нее метал­лической сеткой (рис. 91). Если необходимо, чтобы рыбы вмести­лось больше, на подставках укре­пляют две-три рамки. В печи под­держивают постоянно не очень сильный жар, присыпая время от времени огонь сухими опилками. Благодаря опилкам в горниле об­разуется густой дым. В это время устье печи прикрывают заслон­кой так, чтобы вверху оставалась
СЛУЖЕНИЕ РЕМЕСЛАМ
Русская печь, которая находилась в избе гончара, древодела, масте­ра-игрушечника, не только изо дня в день выполняла свое основ­ное предназначение, но и была верной помощницей в ремесле. Еще в Древней Руси в горниле русской печи плавили даже ме­талл, из которого отливали жен­ские украшения и некоторые де­тали домашней утвари.
Любопытно, что литейным ре­меслом занимались между де­лом женщины.
лишь небольшая щель. Чтобы за­слонка не упала, перед ней кладут один или два кирпича. В таком режиме мелкую рыбу коптят при­мерно 1 час, а крупную — 2 часа. Перед тем как прекратить копче­ние, в печь бросают несколько ве­ток можжевельника или мяты, это придаст копченой рыбе более приятный и тонкий аромат.
После окончания копчения рыба имеет красивый золотистый цвет, но иногда на ней появля­ется тусклый налет. Чтобы избавиться от налета, рыбу протирают тряпкой, пропи­танной растительным маслом.
Как уже говорилось, хранить ры­бу горячего копчения нужно в леднике или в холодильнике.
Еще чаще русская печь станови­лась гончарным горном, в кото­ром обжигали вылепленную сво­ими руками печную и столовую посуду, а также детские игрушки. Не могла миновать печь и дере­вянная посуда, расписанная за­волжскими крестьянами. После закалки в печи она приобретала не только высокую прочность, но и красивый золотистый цвет. Если же у древоделов возникала необходимость быстро высушить деревянные заготовки или гото­вые изделия, их выручала рус­ская печь. С помощью нее можно было также распарить или выва-

264
Геннадий Федотов
рить древесину, нанести на по­верхность деревянного изделия золотистый загар, сварить из трав или древесной коры устойчивую краску. Да мало ли еще в каких случаях могла понадобиться ду­ховая печь.
Игрушки из лучины. Когда дре­водел распаривал в печи заготов­ки для щепных лукошек и коро­бов, то между делом нет-нет да сладит из золотистой лучинки простенькую игрушку для малы­ша. Для изготовления быстроно­гой косули нужна всего-навсего одна широкая хорошо распарен-
ная лучинка. Ее кое-где подреза­ли и обстругивали, а затем расще­пляли и перегибали в нескольких местах. И на глазах изумленного малыша в умелых руках появля­лась тонконогая косуля с ветви­стыми рогами и хвостиком-кли­нышком (рис. 92, а). Ребятишки постарше могли сами сделать для себя из лучин игруш­ку, например такую, которая ле­тит со свистом, рассекая воздух подобно бумерангу (рис. 92, б). Для ее изготовления распаренную дощечку с прямослойной древе­синой расщепляли на лучины.

 


Русская печь
265
Одну лучину оставляли длинной, а остальные разламывали попо­лам. Ближе к концу длинной лу­чины прижимали пальцами сна­чала поперечную лучинку, а затем еще две, идущие под острыми уг­лами. Расправив лучинки таким образом, чтобы между ними были острые углы, поочередно вставля­ли остальные: сначала параллель­ные рукоятке, а затем поперек нее. Примерно таким же способом де­вочки делали из тонких лучинок «солнышки», которые переплета­ли пареной соломой и обрывками цветных ниток (рис. 92, в). Ими украшали какой-нибудь укром­ный уголок избы, где дети играли в зимнее время. Часто таким мес­том была печка.
Осенними и зимними вечерами в руках взрослых умельцев рожда­лись порой более сложные декора­тивные игрушки (рис. 93 а-ж). Не до конца расщепленное, предвари­тельно фигурно обработанное и
пропаренное поленце разводилось веером так, что одна лучинка заце­плялась за другую. При этом полу­чалось сначала одно, а потом дру­гое крыло неведомой жар-птицы. Из второго поленца вырезались голова и туловище, а затем веером разводился хвост. Обе части со­единяли друг с другом с помощью специальных вырезов. Такая пти­ца, подвешенная на тонкой бечев­ке над обеденным столом, стано­вилась добрым оберегом, охраня­ющим мир и благополучие семьи. При перемещении в избе во время топки печи теплого воздуха птица начинала медленно вращаться, словно хотела убедиться в том, что в доме царит мир и достаток.
Золото, рожденное в печи
(рис. 94, 95). Во многом благодаря рус­ской печи был разработан в ста­рину довольно остроумный спо­соб имитации золота. Согласно древней традиции, в русской ико­нописи фон принято было покры-

 


266
Геннадий Федотов
вать золотом. Однако позже из экономических соображений вместо золота стали применять серебро, точнее, серебряный по­рошок. Икону покрывали сереб­ряным порошком, а затем свет­лым лаком, сваренным из льняно­го масла, и помещали в протоп­ленную русскую печь. От высо­кой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее сере­бро приобретало сходство с на­стоящим золотом. Этот же способ имитации золота стали использовать для декори­рования деревянной посуды ико­нописцы-старообрядцы, поселив-шиеся в заволжских лесах близ торгового села Хохлома. Вначале серебром покрывали только от-
дельные элементы узора или не­большие участки фона. Ведь сере­бро — тоже дорогой металл, хоть оно и дешевле золота. Только за­мена в XIX веке серебра оловом позволила сделать посуду по-на­стоящему дешевой. Теперь уже тонким слоем металла покрыва­лись не только отдельные части, но и вся поверхность посуды.
По прошествии времени олово было заменено еще более деше­вым и доступным материа­лом — алюминием, который используется и по сей день.
Известную теперь на весь мир хохломскую роспись часто назы-
Рис. 92

Русская печь
267
вают не только золотой, но и пла­менной или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без просушки и закалки посуды в русской печи. Предназначенную под роспись деревянную посуду, называемую бельем, вытачивали или вырезали из хорошо просушенной древеси­ны липы, осины, березы и ольхи. Готовое белье тщательно просу­шивали при комнатной темпера­туре в зависимости от размеров от одной до трех недель. За не­сколько дней до окончания суш­ки посуду помещали на специаль­ных полках, расположенных над печкой, чтобы белье досохло при более высокой температуре (око­ло 30°С). Затем приступали к грунтовке. Грунтовку начинали с так называемого вапления — вти­рания в поры древесины разве­денной на воде жидкой глины —
вапа. После этого деревянную по­суду высушивали над печкой в течение десяти часов. Следую­щий этап грунтовки назывался вгонкой. Покрытое тонким слоем засохшей глины изделие проти­рали тряпкой, насыщенной сы­рым льняным маслом. Примерно через полчаса сухой тряпкой уда­ляли не впитавшиеся в глину из­лишки льняного масла. Затем изделие сушилось в русской печи. Перед сушкой из протоплен­ной печи выгребали угли и выме­тали золу. Как только температура в печи падала до 60—70°С, посуду ставили на широкую доску и за­двигали в печь. Пропитанный мас­лом тонкий слой глины после суш­ки примерно в течение пяти часов образует прочную оболочку. Она закрывает поры древесины и пре­пятствует проникновению внутрь изделия лака и олифы, которые
Рис. 93

2.68
Геннадий Федотов
применяются при последующей обработке. Высушенные и остыв­шие изделия слегка шлифуют, уда­ляя всевозможные неровности. Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия руками последовательно наносят тонкие слои натуральной олифы. Раньше олифу варили в печи из льняного масла, добавляя древесную золу и свинцовый сурик. Такая олифа бы­ла прозрачной и быстросохнущей.
Первый слой олифы, нанесенный на изделие, просушивают при­мерно в течение двух часов, сто­лько же сушатся второй и третий слои. Четвертый слой наносится более густо и подсушивается в пе­чи при температуре 50—60"С. При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не прозевать тот мо­мент, когда олифа почти высо­хнет, но еще будет прилипать к
Рис. 94

Русская печь
269
пальцу, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлипа. При лужении тонко пере­тертый порошок олова или алю­миния наносится тампоном на липкую поверхность изделия.
 
Чтобы удобно было выполнять лужение, снизу обычного тря­пичного тампона подшивают кусок овчины с ровно подстри­женной короткой шерстью. На­зывается такой тампон кук­лой.
После просушки изделие, похо­жее на серебряное, готово для вы­полнения на нем росписи.
Опытные мастера выполняли рос­пись без вспомогательного рисун­ка и образца. Традиционный набор применяемых при росписи масля­ных красок довольно скромный: сурик, охра, черная (сажа газовая), зеленая (окись хрома). Все пере­численные краски огнестойки и не выгорают при высокой температу­ре в процессе обжига изделий. Хохломская роспись делится на два основных вида: верховое пись­мо и фоновое. К верховому пись­му относятся травная роспись и -роспись под листок, а к фоново­му — роспись под фон и Кудрина. Травную роспись чаще всего на­зывают просто травкой. Прихот­ливо изгибаясь, мазки росписи напоминают знакомые всем с дет-
Рис. 95

270
Геннадий Федотов
ства и привычные травы: осоку, белоус, луговик... На золотых бортах посуды волей мастера они сказочно преображаются, сплета­ясь в гармоничную орнаменталь­ную композицию. Роспись под листок тоже основана на использовании растительных мотивов, только вокруг плавно изогнутых стеблей изображаются стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины, а также плоды этих и других растений. Роспись под фон более сложна и трудоемка. Суть ее состоит в том, что вокруг растительных элемен-. тов орнамента фон окрашивается в какой-либо один цвет (черный, красный, коричневый), на кото­ром элементы рисунка эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.
Другой вид фоновой росписи — Кудрина — менее трудоемок. На­носимые при росписи краски за­крывают золотистую поверхность незначительно, поэтому изделия, расписанные Кудриной, всегда особенно яркие и радужные. Узо­ры вьются на поверхности изде­лия, подобно золотым кудрям. Чтобы расписанная посуда стала золотистой и приобрела красивый блеск, ее необходимо закалить. Вы­сохшую роспись покрывают тон­ким слоем масляного лака и поме­щают изделие в русскую печь, име­ющую температуру 270—300°С.
Крестьянские мастера знали множество различных спосо­бов определения температуры в печи. Например, ее можно
было определить с помощью небольшого клочка белой бума­ги. Если помещенная в печь бу­мага сразу же вспыхнет или обуглится, то температура в печи 300—350°С. Если бумага обуглится через 5 секунд, тем­пература в печи 270—300°С, через 15 секунд - 250-270°С, через 30 секунд - 230-250°С, через 1 минуту — 200—300°С, через 5 минут — 180—200°С, че­рез 10 минут - 150-180°С. При температуре ниже 150°С бу­мага не обугливается.
Под действием высокой темпера­туры масляный лак слегка желте­ет и посуда становится золоти­стой. Но чтобы получить более насыщенный золотой оттенок, процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка к тому же приобретает вы­сокую прочность. Лепка и обжиг глиняной посуды. Домашняя русская печь исправ­но служила и в качестве гончар­ного горна. В ней с успехом об­жигали посуду и глиняные иг­рушки. При этом деревенские ке­рамисты довольно часто обходи­лись без гончарного круга, ис­пользуя древнейшую технологию лепки сосудов, в том числе и печ­ных горшков, из глиняных жгу­тов (рис. 96). Лепить горшок на­чинали с изготовления донышка. Между ладонями раскатывали ком глины, а затем полученный шар расплющивали, превратив его в круглую лепешку, которую

Русская печь
271
использовали в качестве доныш­ка будущего горшка. Из другого куска глины скатывали на по­верхности скамьи или стола жгут толщиной примерно в палец. Один конец жгута приклеивали жидкой глиной сверху вдоль кра­ев донышка (рис. 96, а). Затем к его торцу присоединяли следую­щий жгут и плотно укладывали его сверху, постепенно расширяя диаметр витка (рис. 96, б). Так, виток за витком наращивали стенки сосуда. По мере прибли­жения к горловине диаметры витков постепенно уменьшали (рис. 96, в). Затем ребристые стенки сосудов выравнивали де­ревянным ножом и разглаживали мокрой тряпкой (рис. 96, г). Одна крестьянка Вятской губернии о традиции изготовления и обжига в русской печи керамической по­суды рассказывала так: «Каждая семья изготавливала для себя горшки, чашки, стаканы, корчаж­ки и другие изделия из глины. Гончарным ремеслом занимались и занимаются женщины... Когда тесто (глиняное — Г.Ф.) готово,
на деревянном круге растрепыва­ют дно ладонью... Потом вокруг дна лепят сосуд от руки из от­дельных жгутов, поворачивая де­ревянный круг. Когда сосуд го­тов, то деревянным ножичком за­глаживают неровности на нем, потом заглаживают его тряпкой, умоченной в воде. После этого сосуд ставят сушить на русскую печку, где он сохнет четверо су­ток. После этого обжигают в рус­ской печке на огне докрасна. Го­рячие сосуды ложат в кипяченую обвару (обвар — кислая брага или остатки кислого кваса). Об­варенные сосуды готовы к своему назначению... Гончарных печей здесь не было, так как отдельных гончаров, занимающихся гончар­ным делом, не было, а местные жители в каждой семье переда­вали свое мастерство по наслед­ству...»
Обжиг глиняной посуды в рус­ской печи. Для обжигания глиня­ной посуды русскую печь топили специально. Самый простой спо­соб обжига заключается в следу­ющем. В печь укладывали дрова,
Рис. 96

272
Геннадий Федотов
Рис. 97

Русская печь
273
а сверху на них размещали пред­назначенную для обжига посуду (рис. 97, а).
 
Чтобы случайно не повредить сосуды, дрова во время топки подкидывали очень осторожно.
навливали друг на друга в не­сколько рядов у стенки топливни­ка, а рядом с ними, ближе к устью, загружали дрова (рис. 97, в). Разумеется, топить печь, в кото­рой установлена сложная конст­рукция из посуды, нужно очень осторожно. На первом этапе об­жига посуду нагревали очень мед­ленно, разжигая небольшие кос­терки из сухих, но не дающих много жара дров — ели, осины, ивы. Когда же посуда в печи пос­ле двух-трех часов хорошо про­гревалась, тогда в ход шли дрова, дающие много тепла, — ольха, бе­реза, дуб, древесина погибших фруктовых деревьев (яблони, груши, вишни, сливы). Когда по­суда накалялась, переходили на нежаркие дрова и постепенно прекращали топить совсем. Как и при любом обжиге, посуде давали медленно остынуть вместе с печью и только после этого из­влекали из горнила.
Лепка и обжиг игрушек.
Не мог­ли обходиться без русской печи деревенские умельцы, лепившие из глины игрушки. Мастера-иг­рушечники изготовляли подку­пающие своей простотой и выра­зительностью игрушки-сви­стульки в виде коня, птицы, коз­ленка, барашка. Из декоратив­ных настольных игрушек выде­ляются красочностью и мягким юмором женские фигурки. Эти игрушки отличаются лаконично­стью формы и остроумными при­емами изготовления. Например, филимоновская «барыня» лепит­ся целиком из одного куска гли­ны, не считая птички-свистульки
Печь прекращали топить, когда температура в ней поднималась до 900°С и выше, то есть когда сосуды раскалялись. Температу­ра в русской печи падает очень медленно, поэтому сосуды оста­вались раскаленными в течение нескольких часов, а остывали только на следующий день к обеду.
При другом способе посуду об­жигали не «навалом», а расстав­ляли на поду печи в определен­ном порядке. Известны два вари­анта размещения посуды в печи. При первом — высокие сосуды, например крынки, ставят на кир­пичи, положенные в два ряда вдоль горнила (рис. 97, б). Затем сверху под наклоном и горлыш­ками вниз устанавливают на каж­дом сосуде еще по два. Причем один из первых сосудов должен упираться в свод печи, а другой — на такой же наклонный сосуд, только находящийся в соседнем ряду. Поверх перекрытия из на­клонных горшков порой загружа­лись «навалом» остальные сосу­ды. При таком расположении ме­жду сосудами образовывались промежутки, в которые уклады­вали дрова во время топки. Второй вариант размещения сосу­дов более простой. Сосуды уста-

274
Геннадий Федотов
и небольшого налепа на шляпке (рис. 98). Мастерица скатывала между ладонями шар и надевала его на указательный палец (рис. 98, а). Затем понемногу шар вы­тягивала и начинала расширять углубление, сделанное указа­тельным пальцем (рис. 98, б). По­степенно сплющивая между большим и указательным паль­цем стенками юбки-колокола, мастерица добивалась, чтобы толщина их у края была пример­но 5—6 мм (рис. 98, в). После это­го заготовку ставила на дощечку и приступала к лепке туловища и головы, которые первоначально намечала лишь в общих чертах (рис. 98, г). Вслед за этим лепила
вчерне головной убор и «вытяги­вала» руки из кома глины, нахо­дящегося в средней части фигу­ры (рис. 98, д). Затем отдельно лепила птицу-свистульку и вкла­дывала ее в руки «барыни» (рис. 98, е). Готовую фигурку разгла­живала мягкой влажной тряпоч­кой и сушила, вначале при ком­натной температуре, а затем на теплой печке.
Обычно игрушки в русской печи обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в которых варилась пища.

Русская печь
275
Но одно другому не мешало. Иг­рушки плотно устанавливали на железный противень и отправля­ли в печь. Сначала их около часа выдерживали вдали от огня («прожаривали»), то есть давали возможность как следует просох­нуть, а потом ставили противень на горящие дрова. Обычно, чтобы обогреть помеще­ние и сварить пищу, русскую печь топят три-четыре часа. Этого вре­мени вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились,
Если печь топится дровами, соло­мой и тростником, а также кизя­ком, то она практически не имеет отходов. Мало того, она по сути дела — маленькая домашняя фаб­рика, производящая ценные тех­нические продукты, прежде всего золу, а если же она топится ис­ключительно дровами, то и дре­весный уголь. Даже оседающая в дымоходе сажа также шла в дело.
Волшебная зола.
В глубокой древности печная зола почита­лась как часть родового очага. Она служила также показателем могущества и многочисленности рода. Поэтому золу из костров, а позже и печей, не выбрасывали куда попало, а бережно ссыпали в одну кучу где-нибудь неподалеку от жилища, на самом видном мес­те. Сюда же складывали после трапезы кости животных и череп­ки разбившейся посуды. Посте­пенно рядом с жильем вырастал холм-зольник, который, в зависи­мости от его величины, служил
но и пробыли в этом состоянии довольно долго.
Вынимали игрушки из печи на другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине об­жечь игрушки во время топки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных углях. Пылаю­щий жаром уголь сгребали в одну кучу, на которую ставили проти­вень. Затем подгребали к нему со всех сторон оставшиеся уголья и присыпали золой.
показателем древности, много­численности, богатства и благо­получия рода. Чем крупнее и вы­ше был зольник, тем больше по­честей воздавалось главе рода. Позже, по мере того как символи­ческое значение зольника стало забываться, люди продолжали от­крывать все новые и новые полез­ные свойства печной золы. Нахо­дясь под открытым небом, зола выщелачивалась: талой водой и дождями вымывались из нее по­лезные микроэлементы. Чтобы этого не происходило, зольники старались устроить где-нибудь под навесом. Теперь уже кости и черепки не валили в одну кучу с золой. Мало того, в специальные лари, ящики и кадушки ссыпали только просеянную золу, чтобы потом удобнее было ее использо­вать для различных хозяйствен­ных нужд. Выбрасывать печную золу за порог считалось большим грехом. Уголья, оставшиеся в ре­шете после просеивания, тоже

Читать дальше

Используются технологии uCoz