Вернуться к содержанию

Русская печь
275
Но одно другому не мешало. Иг­рушки плотно устанавливали на железный противень и отправля­ли в печь. Сначала их около часа выдерживали вдали от огня («прожаривали»), то есть давали возможность как следует просох­нуть, а потом ставили противень на горящие дрова. Обычно, чтобы обогреть помеще­ние и сварить пищу, русскую печь топят три-четыре часа. Этого вре­мени вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились,
ИЗБЯНАЯ ФАБРИКА
Если печь топится дровами, соло­мой и тростником, а также кизя­ком, то она практически не имеет отходов. Мало того, она по сути дела — маленькая домашняя фаб­рика, производящая ценные тех­нические продукты, прежде всего золу, а если же она топится ис­ключительно дровами, то и дре­весный уголь. Даже оседающая в дымоходе сажа также шла в дело.
Волшебная зола.
В глубокой древности печная зола почита­лась как часть родового очага. Она служила также показателем могущества и многочисленности рода. Поэтому золу из костров, а позже и печей, не выбрасывали куда попало, а бережно ссыпали в одну кучу где-нибудь неподалеку от жилища, на самом видном мес­те. Сюда же складывали после трапезы кости животных и череп­ки разбившейся посуды. Посте­пенно рядом с жильем вырастал холм-зольник, который, в зависи­мости от его величины, служил
но и пробыли в этом состоянии довольно долго.
Вынимали игрушки из печи на другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине об­жечь игрушки во время топки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных углях. Пылаю­щий жаром уголь сгребали в одну кучу, на которую ставили проти­вень. Затем подгребали к нему со всех сторон оставшиеся уголья и присыпали золой.
показателем древности, много­численности, богатства и благо­получия рода. Чем крупнее и вы­ше был зольник, тем больше по­честей воздавалось главе рода. Позже, по мере того как символи­ческое значение зольника стало забываться, люди продолжали от­крывать все новые и новые полез­ные свойства печной золы. Нахо­дясь под открытым небом, зола выщелачивалась: талой водой и дождями вымывались из нее по­лезные микроэлементы. Чтобы этого не происходило, зольники старались устроить где-нибудь под навесом. Теперь уже кости и черепки не валили в одну кучу с золой. Мало того, в специальные лари, ящики и кадушки ссыпали только просеянную золу, чтобы потом удобнее было ее использо­вать для различных хозяйствен­ных нужд. Выбрасывать печную золу за порог считалось большим грехом. Уголья, оставшиеся в ре­шете после просеивания, тоже

276
Геннадий Федотов
складывали в отдельном месте. Они шли на растопку печи либо самовара, а также для разогрева утюга и на другие нужды.
 
В старину древесная зола была ценнейшим сырьем для получе­ния поташа (углекалиевой со­ли), используемого повсемест­но при крашении тканей, а также для варки стекла и мыла.
но получить 120—140 г чистого поташа. Само слово «поташ», ви­димо, пришло в Россию вместе с буковой золой и переводится до­словно с английского как «гор­шечная зола» (Pott «горшок» и Asche «зола»). В этом названии отразился древнейший способ получения этого химиката путем выпаривания зольной воды (ще­лока) в горшке.
На заводах прошлого поташ из золы получали следующим обра­зом. Просеянную золу засыпали в глубокое деревянное корыто и за­ливали чистой водой. Примерно через четыре часа, когда часть со­держащегося в золе поташа рас­творится в воде, зольную или ще­лочную воду (щелок) сливали в металлический котел. В деревян­ное корыто заливали новую по­рцию воды и продолжали выще­лачивать золу примерно около четырех часов. Затем новую по­рцию щелока сливали в котел, а оставшуюся в корыте золу зали­вали чистой водой уже в третий раз. Через четыре часа, когда в но­вой воде растворялись последние остатки находящегося в золе по­таша, ее также сливают в вароч­ный котел, в котором выпаривали воду. На дне котла после выпари­вания оставалась серая рыхлая масса (серый поташ), так называ­емый «шадрик». После прокали­вания в печи шадрик превращал­ся в чистый белоснежный поташ. Чем быстрее развивалось произ­водство стекла и мыла, тем боль­ше требовалось древесины для производства поташа, тем больше леса уничтожалось специально
Для производственных нужд спе­циально сжигали древесину твер­дых пород, например дуба. Рос­сия экспортировала золу наравне с пенькой, медом, воском и ме­хами.
Любопытно, что когда в России стали строиться первые стеколь­ные заводы, для них специально из Германии и Италии привозили золу, полученную из буковой дре­весины.
Известно, что 98,9—99,7% древе­сины состоит из органических ве­ществ, которые полностью сгора­ют в печи, и только 0,3—1,1% — это минеральные соединения, остающиеся после сгорания в ви­де золы. Выход золы зависит так­же от породы древесины. Так из 100 кг дубовой древесины полу­чается 3 кг 300 г, из сосновой — 1 кг 500 г, а из березовой — всего 1 кг золы.
Щелок и поташ. В древесной зо­ле содержится 12—14% поташа — белого зернистого порошка, рас­плывающегося под действием влажного воздуха. Выходит, что из одного килограмма золы мож-

Русская печь
277
для этих целей. И происходило это до тех пор, пока поташ не нау­чились получать химическим пу­тем из хлористого калия. Золу, выгребаемую из печи, в от­личие от золы, получаемой в ко­стре, крестьяне иногда называли — печиной. Хотя по химическому составу она мало чем отличается от костровой золы. Между тем считалось, что она обладает осо­быми магическими свойствами, поскольку происхождение ее свя­зано со священным огнем домаш­него очага, почитаемого у всех на­родов. Поэтому золу довольно ча­сто использовали во всевозмож­ных народных обрядах, при заго­ворах и лечении больных. К тому же зола имела большое хозяйст­венное значение, и не только по­тому, что из нее получали щелок, в котором при стирке вываривали белье, а в бане использовали в ка­честве жидкого мыла. Разумеет­ся, рачительные хозяева золу не выбрасывали, а ссыпали в ящики и кадки, в которых она хранилась, и употребляли по мере необходи­мости. А необходимость в печной золе возникала довольно часто: то надо посуду почистить, то белье выварить, а то и наступала пора окрасить вытканный и отбелен­ный холст. В весеннюю пору, а также летом золы требуется еще больше. Ведь надо подкормить огородные растения, подлечить стволы фруктовых деревьев, при­пудрить капусту и картошку, да мало ли на какие нужды может потребоваться зола. При желании из нее и шампунь приготовить не так уж сложно.
Немудрено, что у человека, хо­рошо знающего достоинства печной золы, никогда не подни­мется рука выбросить ее про­сто так на улицу, чтобы толь­ко освободить печь. Ведь в го­родах, где печи топились не только дровами, но и углем, не­которые хозяева специально покупали золу на разные нуж­ды у торговцев, которых назы­вали пепельниками.
Стирка и отбеливание белья.
«Щелока не варить — белья не бе­лить» — говаривали в старое вре­мя хозяйки. Но щелок не только хорошо отстирывал грязное бе­лье, но и отбеливал новотканые холсты. Перед праздниками ще­локом отмывали добела деревян­ные полы. При этом следует осо­бо подчеркнуть, что в отличие от современных химических порош­ков использованный щелок не только не отравляет природу, а наоборот, приносит ей благо, обо­гащая почву полезными для рас­тений микроэлементами. Для варки щелока использова­лась большая деревянная бочка, так называемый бук, или бучало. В бучало сыпали определенное количество золы и заливали хо­лодной или подогретой водой. За­тем, накалив в русской печи так называемые бучные камни — спе­циально отобранные для этих це­лей песчаные булыжники, — бро­сали их в бучало. Вода мгновенно нагревалась почти до кипения.

278
Геннадий Федотов
При этом поташ, находящийся в печной золе, начинал постепенно растворяться в горячей воде. Го­товый щелок переливали в стоя­щий на шестке большой чугун, в котором заранее было уложено белье или холст. Затем чугун со щелоком и бельем отправляли в печь на ухвате, подложив под не­го деревянный каток.
Широко использовался, особенно в более поздние времена, другой, более простой способ отбелива­ния непосредственно в русской печи. Чугун загружали бельем, клали сверху мешочек, наполнен­ный просеянной золой и залива­ли водой. Чугун ввозили на катке в печь и ставили на таком рассто­янии от огня, чтобы вода в нем медленно кипела. При этом спо­собе, применяемом в деревнях до сих пор, происходит одновремен­ное приготовление щелока и от­беливание белья. Замечательно, что после обработки щелоком бе­лье становится не только чище и белее, но и гораздо прочнее.
Иногда белье бучили (отбели­вали) прямо в бочке, в которой варили щелок, накрыв сверху крышкой.

Читать дальше

Используются технологии uCoz