Вернуться к содержанию

Русская печь
75
что эти деревья обладают подпи­тывающей биоэнергетикой и по­могают человеку быстрее восста­новить силы после тяжелого тру­дового дня. Однако прежде всего дуб и береза подходили для ле­жанки потому, что не имели смо­лы, которая со временем вытапли­вается из древесины. Очень важно было и то, что твердая древесина
не обугливается при очень высо­кой температуре.
Чтобы на лежанку можно было без труда забираться даже слабо­му старику, к ней приставляли не­большую удобную лесенку (рис. 11). Каждый хозяин делал ее на свой вкус и лад. Добротно сделан­ная лесенка надежно служила долгие годы.
ЗАГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ
Основные материалы, которые необходимы для кладки кирпич­ных печей, — кирпичи и скрепля­ющий их кладочный раствор. Ча-
ще всего в печных работах ис­пользуется красный керамиче­ский кирпич. Его получают из глины путем обжига кирпича-
1 0 штук
Рис. 11. Лесенка припечная

76
Геннадий Федотов
сырца в специальных печах при высокой температуре. Однако для кладки печей наравне с керамическим нередко приме­нялся необожженный кирпич, то есть кирпич-сырец. Для его про­изводства не требовались специ­альные печи и много топлива. На­ладить производство кирпича-сырца можно было на любом кре­стьянском дворе, была бы только неподалеку подходящая глина да песок. Уложенный в печной клад­ке, сырец ничем не отличается от обожженного кирпича. Правда, он боится сырости, поэтому из него можно класть печь только до трубы. При необходимости из сырца можно также выкладывать на чердаке стояк трубы, вплоть до самой крыши. Только над кры­шей трубу обязательно выклады­вают из обожженного кирпича.
Любопытно, что печи из сырца клали не только в крестьянских избах, но даже в царских хоро­мах. Правда, при этом их обяза­тельно облицовывали изразцами.
разна». Кирпич-сырец для цар­ских печей использовался отнюдь не от бедности. Скорее всего при­менение «кирпича-сырца особой формы» можно объяснить подат­ливостью материала. Ведь подго­нять изразец, имеющий сложную форму, к кирпичной кладке из обожженного кирпича не так-то легко. С сырцом все обстоит го­раздо проще: при необходимости его можно без особого труда сте­сать с высокой точностью прямо в кладке, а также где надо подре­зать, выбрать углубление. Что же касается прочности и влагонепро­ницаемости, то под панцирем из поливных изразцов кирпичу-сырцу не страшны ни сырость, ни механические повреждения. Чаще всего кирпич-сырец ис­пользовался для кладки русских духовых печей. Однако с успехом его применяли и для кладки ото­пительных печей (голландок) и каминов. Кирпич-сырец привле­кателен не только доступностью изготовления, но и широкими возможностями при декоратив­ной отделке печей. На его гранях можно выполнять резьбу и делать рельефные оттиски. Кроме того, высохшие кирпичи легко пилятся ножовкой, обрабатываются цик­лями и шлифовальной шкуркой. Изготовление кирпича-сырца. Все современные печные прибо­ры (дверцы, вьюшки, задвижки и т.д.) рассчитаны на применение в печной кладке стандартного кир­пича, имеющего размеры 250 х 120 х 65 мм. Чтобы иметь воз­можность использовать подоб­ные приборы в «сырчатых» печах,
В книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» историк И.Е.Забелин писал: «Во всех жилых хоромах печи были изразцовые, или образчатые, це-нинные из синих изразцов и му­равленые, или зеленые, из зеле­ных... Печи ставились четырех­угольные и круглые, сырчатые, из кирпича-сырца особой формы, на ножках, с колонками, с карниза­ми и городками наверху; поэтому и форма изразцов была разнооб-

Русская печь
77
тех же размеров придерживаются также при изготовлении кирпи­ча-сырца.
Делают кирпич-сырец в деревян­ных формах — пролетках (рис. 12, а). Чтобы работа шла более спо­ро, используют двойные пролет­ки, в которых одновременно фор­муются сразу два кирпича. При изготовлении пролеток обяза­тельно учитывают, что любая глина при высыхании сильно сжимается. Причем сырец, от­формованный из жирной глины (содержащей до 5% песка), уменьшается в объеме значитель­но больше, чем такой же кирпич из тощей глины (содержащей до 30% песка). То есть у каждого конкретно приготовленного рас­твора или взятой из карьера гли­ны — своя определенная степень сжимаемости. Ее определяют опытным путем. Прежде всего проверяют готовность вымешан­ного раствора к формовочным ра­ботам. Глиняный раствор должен быть пластичным, податливым, достаточно твердым, к тому же не прилипать к рукам. Он должен напоминать приготовленный для лепки достаточно мягкий пласти­лин. Один из способов проверки глины на готовность состоит в следующем. Из приготовленной глины лепят стандартный кир­пич, кладут его на круглую пере­кладину и уравновешивают (рис. 12, б). Если примерно через ми­нуту кирпич не согнется под сво­ей тяжестью, то, значит, глина со­держит примерно 20—25% влаги и имеет густоту, наиболее подхо­дящую для формовки.
Для определения сжимаемости глины при высыхании требуется значительно больше времени. При этом современными мастера­ми используется особая техноло­гия со специальными таблицами. Из заготовленной глины лепят куб величиной 200 х 200 х 200 мм. На его гранях проводят кончиком ножа диагонали. В середине каж­дой грани по намеченным диаго­налям прорезают ножом или по­лукруглым резцом бороздки дли­ной по 100 мм каждая (рис. 12, в). Куб ставят сушить в отапливае­мое помещение, а в летнее время в заветренное место под навесом. Сушат его не менее 10 суток. На это время заготовленную глину прикрывают влажной мешкови­ной или рогожкой, а чтобы влага не испарилась, сверху набрасыва­ют полиэтиленовую пленку. Та­ким образом, глине предоставля­ется возможность хорошо выле­жаться и тем самым улучшить свои пластические качества. Когда срок, отведенный на сушку, пройдет, высохший куб станет на­много легче и меньше. Чтобы оп­ределить процентное отношение сжимаемости глины, из которой сделан куб, измеряют длину про­веденных на гранях крест-на­крест желобков. Каждый милли­метр желобка соответствует 1%. Если желобки сократятся более чем на 10 мм, то такая глина слишком жирная и для производ­ства кирпича не годится. Также непригодна для тех же целей гли­на, если на вылепленном из нее кубе желобки сократятся менее чем на 5 мм. Такая глина слиш-

78
Геннадий Федотов
Схема укладки кирпича в штабеля для просушки
Рис. 12

Русская печь
79
ком тощая, а изготовленный из нее кирпич-сырец будет рассы­паться.
Предположим, что желобки со­кратились ровно на 6 мм, значит, сжимаемость глины будет равна 6%. Заглянув в специальную таб­лицу, определяют, что для полу­чения стандартного кирпича дли­на формы для данной глины должна быть 265 мм (L), ширина 127 мм (М) и глубина 69 мм (N).
Для изготовления кирпичей наиболее пригодна та глина, сжимаемость которой нахо­дится в пределах от 5 до 10%.
Таблица определения размеров форм
Сжимаемость в %
Длина (L)
Ширина (М)
Глубина (N)
5,0
263,0
125,0
68,4
5,5
264,0
126,0
68,7
6,0
265,0
127,0
69,2
6,5
267,0
127,0
69,3
7,0
268,0
128,0
69,8
7,5
270,0
129,0
70,2
8,0
271,0
130,0
70,0
8,5
273,0
135,0
71,0
9,0
274,0
131,0
71,4
9,5
276,0
131,5
71,4
10,0
277,0
132,0
72,0
Для изготовления формы-про­летки используют хорошо просу­шенные березовые или сосновые доски толщиной от 20 до 25 мм. Все пласти и ребра досок тща­тельно строгают. Выполненные из них детали формы соединяют на шипах или же шурупами и гвоздями. При сборке детали со­единяют так, чтобы наиболее гладкие и чистые поверхности были обращены внутрь формы. Внешние размеры формы могут быть произвольными. Например, ручки каждый мастер делает та­кие, которые для него наиболее удобны. А вот в полости формы, куда загружается глина, размеры
должны строго соответствовать тем, которые указаны в таблице. Каждая форма-пролетка должна иметь поддон, соответствующий ее пропорциям и размеру. Это гладкая доска или щиток, кото­рую подкладывают снизу под пролетку при заполнении ее гли­ной, а также при переноске сырца на стеллаж. Чтобы поддон удобно было удерживать пальцами при переноске сырца в пролетке, с двух противоположных краев вы­резают специальные выемки. В процессе формовки глина не должна прилипать к стенкам формы, а готовый сырец должен легко из нее извлекаться. Добива-

Геннадий Федотов
ются этого с помощью мелкого сухого песка, просеянного через частое сито. Песок держат в ящи­ке рядом со столом, на котором выполняют формовку. Здесь же ставят бак с водой для увлажне­ния формы и ящик с глиной. В сарае или на крытом дворе за­ранее устраивают стеллажи, на которых сушат отформованный сырец. Каждую полку стеллажа через сито припудривают тонким слоем песка, чтобы не прилипал к ним отформованный влажный кирпич.
Приступая к формовке, лицевую сторону поддона обильно увлаж­няют мокрой тряпкой и, дождав­шись, когда древесина впитает излишки воды, посыпают сверху мелким песком. Стряхнув излиш­ки песка, поддон кладут на стол. В свою очередь мокрой тряпкой увлажняют внутренние поверх­ности формы-пролетки и тоже припудривают мелким песком. Затем, установив пролетку на поддоне, берут большой ком гли­ны и обеими руками с силой вда­вливают его в форму. При этом стараются распределить глиня­ную массу так, чтобы она хорошо заполнила все углы формы и плотно прилегала к ее стенкам. Добавив еще ком глины, форму заполняют доверху. Чтобы в гли­не не оставалось пустот, сверху ее утрамбовывают чекмарем — мас­сивной деревянной колотушкой. Чекмарь делают из целой березо­вой плахи или же из обрезка дре­весного ствола с отходящим в сторону сучком. Трамбовка долж­на быть умеренной, иначе глина
станет выдавливаться снизу фор­мы. После трамбовки выравнива­ют верх кирпича с помощью дере­вянного скребка. При выравнива­нии направляющими служат края формы. Уравняв с ними верхний слой глины, пролетку несут на стеллаж вместе с поддоном. Над полкой ее переворачивают, сни­мают поддон и слегка встряхнув за ручки, выдавливают отформо­ванный сырец, оставив его лежать плашмя. Таким же образом фор­муют все последующие кирпичи. Обычно форма и поддон долгое время сохраняют необходимую влажность и нет надобности вто­рично смачивать их водой. Перед формовкой следующего кирпича достаточно лишь припудрить их поверхности песком. Примерно через пять-шесть часов все отформованные кирпичи пе­реворачивают на другую сторону. Это необходимо для равномерно­го их высыхания. А еще через пять-шесть часов подсохшие кир­пичи можно уже укладывать для окончательной сушки в штабеля, которые устраивают на ровной площадке, защищенной от дождя, солнца и ветра. Площадку засти­лают досками и посыпают пес­ком. В штабеля кирпичи ставят друг на друга ребром (рис. 12, г). Промежутки между кирпичами должны быть такими, чтобы едва просовывалась ладонь, то есть примерно 30—35 мм. Такая плот­ная укладка обеспечивает более равномерное высыхание сырца. Если же расстояние между кир­пичами увеличить, то они высо­хнут гораздо быстрее, но при этом

Русская печь
81
могут покрыться многочислен­ными трещинами. В результате получится много брака, и почти вся предыдущая работа пойдет насмарку.
На приведенной в книге схеме кирпичи в каждом ряду для на­глядности окрашены в разные цвета. В первом ряду поставлен­ные на ребро кирпичи образуют прямоугольник, величина кото­рого будет зависеть от размеров площадки и общего количества приготовленных к сушке кирпи­чей. Сверху на них ставят второй ряд, каждый кирпич в котором располагается наискосок с таким расчетом, чтобы его концы опира­лись сразу на два нижних кирпи­ча. В третьем ряду положение кирпичей должно быть таким же, как и в первом. В четвертом кир­пичи снова ставят наискосок, но только изменив направление уг­ла. В пятом и последующих рядах кирпичи располагаются в том же порядке. Обычно штабель состо­ит из 7—8 рядов кирпичей. Укла­дывая кирпичи в штабель, на ка­ждом четвертом ряду на свобод­ные уголки кладут по небольшо­му кусочку кирпича. Делается это для того, чтобы у крайних кирпи­чей верхних нечетных рядов была дополнительная опора. И еще од­но условие стараются соблюдать при укладке кирпичей в штабеля: чем выше ряд, тем меньше рассто­яние должно быть между кирпи­чами.
В теплые летние дни кирпичи су­шат в тени не менее недели. Но когда на дворе стоит прохладная погода, то время сушки увеличи-
вают до двух недель, а то и более. Если же к концу сушки устано­вится солнечная погода, то ее за­вершают «обжигом» кирпича-сырца на солнце. Кирпичи рас­кладывают на ровной площадке так, чтобы как можно больше со­лнечных лучей падало на них в течение дня. Обожженный на солнце сырец практически стано­вится сухим. Но в отличие от обожженного в печи он все же со­держит влагу, химически соеди­ненную с частицами глины. Так, например, сухой сырец весит 4 кг, в то время как обожженный в пе­чи такой же кирпич стандартных размеров весит 3,5—3,7 кг. Высушенный сырец отправляют на хранение в сухое помещение, где кирпичи укладывают на ребро плотными рядами.
Чтобы влага не проникала в за­готовленные кирпичи, штабель сверху накрывают полиэтиле­новой пленкой.
Декоративный кирпич-сырец.
Наряду с обычным кирпичом-сырцом в формах-пролетках изго­тавливают и декоративные кирпи­чи, имеющие на одной или двух гранях рельефное изображение.
Рельефный кирпич использует­ся для декоративной отделки различных частей печей: раз­делок, карнизов, «зеркал»-, че­ла русской печи и многого дру­гого.

82
Геннадий Федотов
Формуют рельефный кирпич в пролетке, имеющей внутри фор­мы специальные пазы, в кото­рые вставляется резная доска с обратным изображением рельефа (контррельефом). Доска должна свободно входить в пазы (12.1, а). О том, как вырезать контррельеф, подробно рассказано в разделе «Пряники печатные». И это не случайно, ведь контррельефы рез­ной формы для изразцов, рельеф-
ного кирпича и пряничных досок имеют много общего. И недаром в старину все подобные работы бы­ли нередко сосредоточены в ру­ках одного резчика по дереву. При изготовлении формы-пролетки для рельефного кирпича обяза­тельно учитывают толщину рез­ной доски (К), которую прибав­ляют к ширине формы (М), взя­той из таблицы. Чтобы доска сво­бодно вкладывалась и вынима-
Рис. 12.1

Русская печь
83
лась, даже будучи сырой, пазы делают на 2—3 мм шире ее тол­щины.
Можно также изготовить пролет­ку, с помощью которой формуют кирпичи, имеющие рельеф на ши­рокой грани (12.1 б). Чтобы из кирпичей, поставленных на реб­ро, можно было бы выложить так называемый ковровый орнамент, необходимо сделать две вставные доски с контррельефами, соответ­ствующими раппортам узора, то есть основным повторяющимся элементам.
Формовку декоративного кирпи­ча выполняют в следующей пос­ледовательности. Смачивают влажной тряпкой или губкой ли­цевую сторону поддона, внутрен­ние стенки формы и контррельеф резной доски. Затем смоченные поверхности опудривают мелким сухим песком. Пролетку ставят на поддон и вкладывают в ее пазы резную доску. Затем заполняют форму глиной, утрамбовывают и выравнивают верх скребком. За­полненную форму вместе с под­доном переносят на стеллаж. Здесь ее переворачивают, снима­ют сверху поддон и вываливают отформованный кирпич на полку вместе с резной доской. Как толь­ко кирпич окажется на полке, рез­ная доска с контррельефом легко отделяется от него, оставляя на одной из граней четкий рельеф­ный отпечаток. В той же последо­вательности формуют все осталь­ные кирпичи. Сушат кирпичи, . имеющие рельеф, так же, как и обычные кирпичи. При соединении рельефных кир-
пичей на углах применяют пилу с мелкими зубьями (рис. 13, а). Обычно для отделки печи изгота­вливают несколько видов кирпи­чей, рельефы на которых соответ­ствуют разработанному заранее эскизу орнамента. Например, раз­делка печи, показанная на рисун­ке, выполнена из трех видов кир­пича (рис. 13, б). На грани одного из них расположен рельеф «зави­ток», другого — «овы», третьего — «бусины». В разделке они образо­вывают три пояса, которые слива­ются в единую орнаментальную композицию.
Согласно замыслу, рельефную разделку можно использовать в самых различных частях печи. На­пример, на ее «зеркале» можно на­брать так называемый ковровый орнамент, используя всего лишь два вида кирпича (рис. 13, в).
Выполнение рельефной раздел­ки происходит непосредствен­но во время кладки печи.
Кладка печей из кирпича-сырца.
Из кирпича-сырца можно полно­стью сложить любую печь. Но ес­ли есть такая возможность, все же кое-где в самых ответственных местах стараются использовать не только обожженные кирпичи, но и огнеупорные. Сам процесс кладки печи из сырца такой же, как и при работе с обожженным кирпичом. Но если обожженный кирпич можно долго держать пе­ред кладкой в воде, кирпич-сырец быстро окунают в ведро с водой и так же быстро сажают на раствор.

84
Геннадий Федотов
Рис.13

Русская печь
85
Кирпич почти мгновенно всасы­вает влагу, и, если промедлить, она уйдет внутрь и сцепления ме­жду сырцом и глиняным раство­ром может не произойти. Чтобы кладка была аккуратной, кирпичи не раскалывают, как обычно, печным молотком, а рас­пиливают ножовкой. Когда кирпичи полностью уложе­ны в кладку, а раствор подсох, внимательно осматривают рельеф и удаляют сальным скребком, но­жом или стамеской всевозможные неровности и наплывы. Отдель­ные шероховатости снимают шлифовальной шкуркой различ­ной зернистости. Плоские поверх­ности печи притирают без воды теркой из обожженного красного кирпича. Изготовляют сразу две терки следующим образом. Под­бирают две половинки кирпича, имеющие однородную структуру, и трут друг о друга до тех пор, по­ка трущиеся поверхности не ста­нут совершенно ровными. Одну из терок, приготовленных таким образом, прикладывают к поверх­ности печи и, мягко нажимая на нее, выполняют шлифовку сырцо­вой кладки. После хорошей при­тирки швы между кирпичами ста­новятся незаметными и печь ка­жется монолитной, словно выре­занной из единого куска глины.
Обнаруженные после притир­ки всевозможные трещины и вмятины сразу же заделыва­ют глиняным раствором. Предварительно трещины про­резают кончиком ножа так,
чтобы на их месте образова­лись желобки шириной пример­но 4—5 мм. Желобки обильно смачивают водой с помощью губки или мочальной кисти и замазывают глиняным рас­твором так, чтобы на месте бывших трещин возвышались небольшие бугорки. После вы­сыхания глина «садится» и бу­горки исчезают.
Обычную отделку печи внутри помещения завершают традици­онной побелкой. Украшенная рельефами русская печь после по­белки ассоциируется с древнерус­ской архитектурой, с ее белока­менной резьбой. Наиболее выра­зительно рельефное узорочье пе­чи смотрится при боковом осве­щении. И это обстоятельство надо учитывать при размещении рель­ефного декора. То есть разместить рельеф на тех поверхностях печи, которые имеют боковое освеще­ние, когда свет из окна скользит по ним, а не падает под прямым углом. Однако если использовать естественный свет для усиления выразительности рельефа нет воз­можности, его глубину можно зрительно усилить с помощью ок­раски определенных элементов в монохромные (одноцветные) то­на. Делается это так: рельеф пол­ностью закрашивают в какой-ни­будь темный цвет, скажем, темно-серый. Когда краска немного под­сохнет, выступающие части рель­ефа окрашивают в светло-серый цвет, а отдельные элементы — в белый. Благодаря такой контраст-

86
Геннадий Федотов
ной окраске выступающие эле­менты рельефа кажутся освещен­ными, а углубленные утопают в тени. Создается впечатление очень высокого рельефа. Но все же белая печь — это не са­моцель. Каждую печь следует ок­расить с учетом интерьера поме­щения, в котором она находится. В зависимости от этого могут быть использованы клеевые крас­ки, имеющие серые, светло-ко­ричневые, охристые и другие спо­койные оттенки.
Красный кирпич. В стародавние времена кирпич-сырец крестьяне сообща обжигали в специальных пе­чах. После обжига благодаря при­сутствию в глине окислов железа он приобретал оранжево-красный цвет. Но главное, он становился твердым как камень и не боялся влаги. Про­цесс обжига кирпича был весьма длительным и трудоемким, при этом сжигалось достаточно много дров. Однако если обжиг выполнял­ся под руководством опытного мас­тера, кирпичи получались монолит­ными и без трещин. С такими кир­пичами печнику было работать одно удовольствие. Печным молотком или кирочкой он при желании мог придать им любую форму, не опаса­ясь, что они расколются в самом не­подходящем месте. Между тем сов­ременному печнику приходится иметь дело с кирпичом, производи­мым на современных заводах. И не всегда он бывает высокого качества. Чтобы уметь отличать хороший кирпич от плохого, следует хотя бы вкратце ознакомиться с техно­логией его производства. Для формовки обычного красного
кирпича используют очищенную и хорошо вымешанную глину, со­держащую определенное количе­ство песка. После формовки гли­няные бруски сушат в течение 10—12 суток, а затем они поступа­ют на обжиг в печь. В печи они должны находиться 8—10 суток, пройдя последовательно через три основные стадии обжига. На первой стадии, называемой вы­куркой или выпариванием, из кирпича-сырца удаляется гигро­скопическая влага, находящаяся между частицами глины. Она на­чинает выходить из глины в виде пара, как только температура в печи поднимется выше 100°С. Создается впечатление, что кир­пич дымится, отсюда и название первой стадии обжига — выкурка.
Во время выкурки мастера за­ботятся о том, чтобы кирпич не запарился и не «поплыл», теряя первоначальную форму. Поэтому они постоянно под­держивают в печи хорошую тягу, позволяющую быстро удалить выделяющийся из кир­пичей пар.
Если свободная влага полностью удалена из кирпича и он перестал «дымиться», наступает вторая стадия обжига — дегидрация (полное обезвоживание). Темпе­ратуру в печи постепенно подни­мают до 700°С, при которой из кирпичей удаляется вода, связан­ная с глиной химически, а также находящиеся в ней летучие веще­ства, то есть происходит выгора-

Русская печь
87
ние частиц угля, серы и других веществ. Одновременно закись железа переходит в окись. При этом постепенно изменяется цвет кирпича: из бурого он становится желтым, а затем оранжевым. На последнем этапе обжига при температуре 900—1000°С проис­ходит спекание кирпича. Находя­щиеся в глине вещества начинают плавиться, приобретая постепен­но красный цвет. Если по какой-либо причине температура на по­следней стадии обжига была в пе­чи выше тысячеградусной отмет­ки, кирпич перекаляется, его по­верхности оплавляются и в от­дельных местах покрываются сте­кловидной пленкой. Такой кир­пич темнеет и становится лилово-бурым. При ударе по нему молот­ком он издает высокий резкий звук. Перекаленный кирпич, или железняк, не боится влаги и отли­чается высокой прочностью, но для кладки печей его применяют ограниченно, поскольку к нему плохо пристает глиняный рас­твор. К тому же он плохо поддает­ся раскалыванию и обтесыванию. А вот для фундамента и трубы, где кирпич должен противосто­ять влаге, а связующим является цементный раствор, железняк — один из лучших материалов. Полная противоположность же­лезняку — недожженный кирпич, так называемый недожог.
Недожог имеет светлую розо­вато-бурую окраску, по кото­рой его сразу же можно отли­чить от других кирпичей.
Опытный печник без труда мо­жет определить недожог даже с завязанными глазами. Ему доста­точно постучать слегка по нему молотком. Кирпич-недожог изда­ет низкий глухой и отрывистый звук. При этом молоток слегка вязнет в мягком кирпиче, легко оставляя на нем достаточно глу­бокие вмятины и царапины. Бла­годаря большой пористости недо­жог как губка впитывает воду. Пе­ренасыщенный влагой, он легко разваливается на мелкие куски. Между тем печи, сложенные из кирпича-недожога, прочные и долговечные. Это объясняется тем, что в печной кладке кирпичи не подвергаются воздействию вла­ги. Перед кладкой кирпич-недо­жог не вымачивают, а лишь на не­сколько секунд опускают в воду. Однако самый лучший материал для кладки печей — кирпич, обожженный при оптимальной температуре, не превышающей 1000"С, имеющий однородную структуру и гладкие четкие грани красно-оранжевого цвета. Хотя такой кирпич имеет высокую прочность, в то же время он дос­таточно легко обтесывается печ­ной кирочкой и раскалывается только по линиям, намеченным печным молотком. При постуки­вании по нему молотком раздает­ся четкий звук. Если случится та­кому кирпичу упасть на землю или на пол со скамьи, то он, как правило, остается целым. После окончания обжига кирпи­чи постепенно остывают в печи примерно в течение 10 суток. Ес­ли же это условие нарушено и

88
Геннадий Федотов
кирпич с целью экономии време­ни вынут из печи раньше устано­вленного срока, то брак немину­ем. Из-за резкого охлаждения кирпич покрывается густой се­тью глубоких трещин. Бывает до­статочно незначительного толч­ка, чтобы он рассыпался на мел­кие части. Разумеется, класть печь из такого кирпича — сплош­ная мука. Если, к примеру, печни­ку необходимо всего-навсего сте­сать небольшой угол, кирпич не­ожиданно раскалывается попо­лам, а отвалившаяся половина, упав на пол, рассыпается на мел­кие куски. Даже бывалый печник не в состоянии справиться с та­ким материалом, почти половина уходит в отходы. Во время топки русской печи внутри топливника возникает по­рой такая высокая температура, что ее не выдерживают даже хо­рошо обожженные красные кир­пичи. Когда они разрушаются от высокой температуры, приходит­ся делать ремонт, заменяя разру­шенные кирпичи новыми.
В наше время некоторые печни­ки выполняют так называемую футеровку (облицовку) внут­ренних поверхностей топлив­ников огнеупорным кирпичом.
легкой желтизной. Он выдержи­вает температуру от 900 до 1000°С. Однако применять огне­упорный кирпич для горнила рус­ской печи, которое одновременно является варочной камерой, нежелательно. В последнее время ученые установили, что, под воз­действием высокой температуры, огнеупорные кирпичи выделяют вредные вещества. В варочной ка­мере русской печи такие вещества могут легко проникнуть в пищу и пикантное варево «с дымком», вкуснейшая «шестковая стряпня» может вместо пользы принести только вред, последствия которо­го еще не изучены. Так что лучше постараться обойтись без огне­упоров, как издревле обходились без них народные мастера. Сло­женные ими печи могли работать без ремонта многие десятки лет. Секрет такого успеха заключается в том, что для топливника тща­тельно отбирали самые лучшие кирпичи с чистыми и гладкими гранями; даже мельчайшие тре­щины считались недопустимыми. Кладочный раствор. Кирпичи в печной кладке связывают с помо­щью кладочных растворов. Для кладки печи в помещении приме­няют глинопесчаный раствор, а для кладки фундамента и дымо­вых труб над кровлей — цемент­ный раствор. Как следует из на­звания, в качестве вяжущего ма­териала в глинопесчаном раство­ре применяется глина, а наполни­телем — песок. Для печных работ можно применять как горный или овражный, так и речной пе­сок. Если посмотреть через уве-
Изготавливают огнеупорный кир­пич из специальных тугоплавких глин. Крупнейшее месторожде­ние таких глин находится близ подмосковного поселка Гжель. Кирпич, производимый из гжель­ской глины, имеет белый цвет с

Русская печь
89
личительное стекло на песок, соб­ранный на берегу реки, то нетруд­но убедиться, что в нем каждая песчинка обкатана речным тече­нием и имеет округлые формы. Поэтому у речного песка высокая сыпучесть. Если с тем же внима­нием разглядеть щепоть песка, взятого из ямы, вырытой на скло­не оврага, то песчинки окажутся угловатыми, с шероховатой по­верхностью. Именно такой ов­ражный, или горный, песок боль­ше всего ценится печниками, по­скольку он обеспечивает более надежное сцепление с вяжущим материалом, то есть с глиной или цементом.
Особенности печной кладки со­стоят в том, чтобы шов между кирпичами был как можно тонь­ше (не более 2—3 мм). Добиться этого невозможно, если в раство-
ре будут встречаться мелкие ка­мешки, щепки и другие инород­ные включения. Поэтому перед приготовлением раствора песок просеивают через сито, имеющее ячейки 3x3 мм. Некоторые пече-клады своеобразное калибровоч­ное решето делают из листа кро­вельной стали (рис. 14). Метал­лический лист кладут на торец пенька из мягкой породы дерева, например липы или ивы, и гвоз­дем толщиной 3 мм пробивают в нем сквозные отверстия так, что­бы между ними оставались узкие перемычки. Постепенно из пере­мычек образуется своеобразная сеточка с круглыми ячейками. Однако, когда отверстия проби­вают одним гвоздем, дело идет довольно медленно. Поэтому вместо одного берут сразу не­сколько гвоздей. Их должно быть
Рис. 14

90
нечетное число: три, пять или семь. Срубив шляпки, гвозди пе­реплетают между собой мягкой проволокой толщиной 1—1,5 мм (рис. 14, а).
Готовую металлическую сетку прибивают к деревянной рамке, сбитой из широких досок, или к грохоту, снабженному для удоб­ства в работе специальными руч­ками (рис. 14, б).
Глину, которую используют в ка­честве связующего для кладочно­го раствора, обычно добывают где-нибудь недалеко от селения или просто в яме, вырытой на усадьбе. Если весь поселок или деревня брали глину из одного места, печники хорошо знали ее свойства и без всякой предвари­тельной проверки добавляли в нее нужное количество песка. Ка­чество получаемого при этом кла­дочного раствора проверено вре­менем. Однако если дело имеют с незнакомой, впервые используе­мой глиной, то обязательно надо проверить ее свойства. Она мо­жет оказаться жирной, средней или тощей.
Геннадий Федотов
Жирная глина отличается тем, что в ней не более 2—3, 5% пес­ка, благодаря чему она имеет высокую пластичность. Если нажать на комок такой глины пальцем, на ней останется чет­кий отпечаток. Жирная глина напоминает пластилин. В сред­ней глине около 15% песка, по­тому она менее пластична. В тощей глине песка около 30% пластичность ее еще ниже.
Составляя глиняный раствор для кладки печи, мастер должен опре­делить пластичность глины, что­бы знать, сколько в него нужно добавить песку. Наиболее про­стой способ определения пла­стичности глины состоит в следу­ющем. Берут кусок мягкой гли­ны, которая не прилипает к ру­кам, и раскатывают его между ла­донями (рис. 15, а). При этом по­лучают лепешку, по которой су­дят о пластичности глины. Если лепешка вышла гладкой и без трещин — она состоит из жирной
Рис. 15

Русская печь
пластичной глины (рис. 15, б). Появление на испытуемом образ­це мелких трещин говорит о гли­не, имеющей среднюю пластич­ность (рис. 15, в). Если же у ле­пешки окажутся рваные края, то глина — тощая (рис. 15, г). Обычно, составляя кладочный раствор, на ведро глины берут в среднем два ведра песка. Но, учи­тывая проведенный анализ, в жирную глину дополнительно до­бавляют еще полведра песка (все­го 2,5 ведра). В среднюю глину до­статочно добавить 1,5—2 ведра пе­ска, а в тощую — всего одно ведро. Приготовление глинопесчаного раствора выполняют в следую­щей последовательности. В ши­рокий деревянный ящик кладут несколько ведер глины. Глину тщательно измельчают лопатой, заливают водой и оставляют от­мокать на сутки. Впрочем, чем больше глина будет оставаться в воде, тем лучше. Когда глина от­мокнет и размягчится, в нее доба­вляют необходимое количество
Набор инструментов, который используют при выполнении печ­ных работ, не так уж и велик. Ко­гда печник отправляется класть печку, в его сумке прежде всего должны быть два самых основ­ных инструмента: печной моло­ток и мастерок. Иногда дополни­тельно берут с собою кирочку, хо­тя многие печеклады вместо нее успешно применяют печной мо­лоток. Вот и весь так называемый
91
песка и тщательно перемешивают лопатой до образования однород­ного теста. Песок добавляют не сразу весь, а порциями по полвед­ра или ведру. Например, высыпав одно ведро песка и перемешав его с глиной, высыпают следующее. И так до тех пор, пока не будет до­бавлено в раствор необходимое количество песка. В остальном качество кладочного раствора бу­дет зависеть от того, насколько тщательно будет перемешана гли­нопесчаная смесь. Хорошо приготовленный раствор должен быть однородным, мяг­ким, податливым, легко сползать с лопаты, не прилипая к ней. Ка­чество раствора можно также оп­ределить на ощупь. Если раствор плохо перемешан, в нем прощу­пываются сгустки нерастворив­шейся глины и песочные комки. Когда же рука ощущает однород­ную глинистую массу с равномер­ным распределением в ней песчи­нок, раствор готов к употребле­нию.
технологический печной инстру­мент. Как и в любом другом ре­месле, приходится также доволь­но широко применять контроль­но-измерительные инструменты: правило, уровень, угольник, ва­терпас и отвес.
Печной молоток обычно сель­ские кузнецы выполняли непо­средственно по заказу печника (рис. 16, а). Руководствуясь своим опытом и навыками, печник объ-

Читать дальше

Используются технологии uCoz