Вернуться к содержанию

часть 2

Ряд за

рядом


•  ОТ ЧЕРНОЙ ДО БЕЛОЙ ПЕЧКИ
•  УСТРОЙСТВО ПРОСТОЙ РУССКОЙ ПЕЧИ
•  ПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ
•  ЗАГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ
•  ПЕЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ
•  ПРИЕМЫ ПЕЧНОЙ КЛАДКИ
•  СЛЕДУЯ ПОРЯДОВКАМ (КЛАДКА ПЕЧЕЙ)
•  ГЛИНОБИТНЫЕ ПЕЧИ
•  КЛАДКА ТРУБЫ
•  ПРОСУШКА И ПРОБНАЯ ТОПКА
•  ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ПЕЧЕЙ
•  ИЗГОТОВЛЕНИЕ И КРЕПЛЕНИЕ ДЫМНИКОВ

Без терпенья нет уменья.
Русская народная поговорка
ОТ ЧЕРНОЙ ДО БЕЛОЙ ПЕЧКИ
стародавние времена рус­ские печки, как, впрочем, и западноевропейские камины, то­пились только по-черному. Не­мецкий исследователь Г. Грубе пи­сал: «В среднеевропейском клима­те человеку необходим согреваю­щий помещение огонь. Основой для каждого отопления помеще­ния был открытый огонь, над ко­торым готовилась еда и который служил для освещения. Для удоб-
ства и из-за опасности возникно­вения пожара огонь первоначаль­но располагали в центре одноком­натной хижины. Дым, исходящий от горящего в огне дерева или тор­фа, выходил наружу через щели в крыше... Отсутствие вытяжки для дыма представляло не только уг­розу для здоровья, но и служило частой причиной возникновения пожаров» (рис. 3, а—в). В курных избах Восточной Евро-
Рис. 3. Типы печей а — печь с камельком в деревне Вокшезеро (по материалам автора); 6 — печь с «козоно» в деревне Петров Наволок (по материалам Р.Ф. Тароевой); в — черная печь (по материалам Р.M. Габе)

Геннадий Федотов
пы, где для обогрева помещения и приготовления пищи использова­лась русская духовая печь, дым выходил через волоковое окно, которое специально прорубали в верхних венцах сруба. Сам же огонь был надежно помещен в глубокой каменной или глино­битной нише, откуда ему было не так-то просто выбраться (рис. 4, а). Дым, который образовывался при горении, выходил через устье пе­чи и поднимался вверх. Оказав­шись под потолком, дым начинал искать выход наружу. При этом он окуривал потолок и несколько верхних венцов рубленой избы. Найдя волоковое окно, он изги-
бался книзу, чтобы попасть в не­го, а выйдя наружу, круто повора­чивал вверх. В старинной загадке топка по-черному иносказатель­но изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын голенаст, изгибаться горазд (дым)». Совершая непосредст­венно в избе один оборот, выхо­дящие из печи газы оставляли свое тепло в помещении, выпус­кая на волю уже охлажденный дым. Таким образом, печка, топя­щаяся по-черному, была доста­точно экономичной. Благодаря тому что во время топ­ки изба не только окуривалась и одновременно проветривалась, из
Рис 4. Печь с плитой на шестке

Русская печь
61
нее постоянно удалялась сырость. Когда же топка заканчивалась, во­локовое окно закрывалось, и печь начинала отдавать накопленное тепло, нагревая уже чистый воз­дух. Установлено, что прокопчен­ное дерево лучше противостоит гнилостным микробам, грибкам и насекомым, уничтожающим дре­весину. Оттого-то добротно сруб­ленная курная изба могла просто­ять, не разрушаясь, более ста лет. При топке по-черному сажа по­крывала защитным слоем в ос­новном потолок, а стены только до воронцов — полок, идущих вдоль стен и названных так за их черный цвет. Находясь высоко
под потолком, воронцы служили как бы границей между закопчен­ной верхней и нижней чистой ча­стью избы. Замечательно, что в курной избе никогда не было та­раканов и клопов. Ученые полага­ют, что топка по-черному была в свое время очень эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в свое время в Европе, менее всего коснулась Руси. О том, что дым «полезен при заплесневелом воз­духе и эпидемии чумы», писал в одном из научных трактатов сред­невековый ученый и врач Амир­довлат Амаснаци.
Рис. 4 (продолжение)

62
Геннадий Федотов
Сыграв свою историческую роль, «черные» печи постепен­но уступили место «белым» русским печам с глинобитной или кирпичной трубой.
Только после того, как дымоход был подведен непосредственно к топке печи, она стала то­питься по-белому.
На русском Севере расставаться с беструбными печами не спешили. Например, в деревнях Приозер-ского района Архангельской обла­сти в 20-х годах XIX века пятая, а то и третья часть изб были курны­ми. Е.М. Бломквист, изучавший постройки восточных славян, объ­яснял эту живучесть черных печей так: «Высокие сводчатые потолки, характерные для северных изб, да­ют много места наверху для дыма, и он не ест глаз, здесь удобно су­шить и покуривать рыбачьи сети под высоким потолком, а благода­ря сухому теплому воздуху, харак­терному для истопленной черной избы вообще, дышится в этих чер­ных хоромах легко». Вместо волокового окна в черда­ке и крыше курной избы нередко делали специальные отверстия, в которые вставляли деревянные трубы. Их либо сколачивали из досок, либо выдалбливали из пус­тотелого ствола дерева. В безле­сных районах дымоходы плели из ивовых прутьев, а затем обмазы­вали с внешней и внутренней сто­роны глиняным раствором. Хотя дымники, так же как и обычные печные трубы, возвышались над кровлей, печь все так же продол­жала топиться по-черному.
Поскольку по трубе прямо из топки шли горячие газы, ее выну­ждены были делать из огнеупор­ного материала — из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба расширялась, образуя так называемый кожух (рис. 4, б). Когда-то на Руси об этом элементе дымохода была сложена следующая загадка: «Си­дит барыня (баба) на печке в бе­лой епанечке». «Епанечкой», или епанчей, в старину называли ко­роткую шубейку в виде накидки без рукавов. И действительно, дымоход, с расширяющимся кни­зу кожухом, нависшим над при-печком, и упирающийся одним концом на верх печи, отдаленно напоминал женскую фигуру. Слу­чайные пятна, выбоины и неров­ности на поверхности дымохода, освещенные неровным светом лу­чин, усиливали это сходство и да­вали пищу воображению. Обста­новка, при которой родилась за­гадка, практически полностью со­ответствовала той, при которой ее отгадывали. Когда же епанча вы­шла из моды и люди давно поза­были, как она выглядит, печники по-прежнему продолжали назы­вать епанчей кожух-раструб над устьем печи.

Русская печь
63
Впоследствии для устойчивости епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опира­лись на припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку, который ста­ли называть шестком, но стойки не всегда были удобны. Напри­мер, в более современной комби­нированной русской печи с под­топком на месте шестка часто рас­полагается чугунная плита с дву­мя конфорками (рис. 4, в). Стой­ки здесь должны были бы опе­реться на плиту, что недопустимо. Поэтому печник нашел выход из положения и те же стальные стойки заделал в кладку печи в горизонтальном положении. Ко­жух по-прежнему опирается на них, но они уже не давят на плиту и не мешают хозяйке готовить.
-------------------------------------------
У простой русской печи шесток в основном предназначается для горшков и чугунов, которые отсюда вносятся с помощью ухватов в горнило печи.
печь давно остыла — не затапли­вать же из-за такой малости печь. Вот на выручку и приходил шес­ток. На нем размещали небо­льшую кованую треногу, называе­мую таганком. Сверху на обод та­ганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник. Устье печи закрыва­ли заслонкой таким образом, что­бы ее ручка была повернута в сто­рону топки. Открыв вьюшку, под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и ставили их на реб­ро на некотором расстоянии друг от друга. Между кирпичами так­же разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей или чайник с водой.
В одной очень старой пословице говорится: «Горшку с котлом не биться (не встречаться)». Дейст­вительно, в горшке издревле ва­рили пищу в русской печи, а ко­тел использовался для тех же це­лей в камине. Естественно, сто­лкнуться они друг с другом не "могли. Однако некоторые пред­приимчивые печеклады на деле опровергали утверждение, содер­жащееся в пословице. Во время кладки печи они закрепляли над шестком внутри кожуха желез­ный крюк. Он не мешал нормаль­ной работе печи, но зато на нем с помощью цепи можно было под­весить котел или котелок с водой или варевом (рис. 4, д). Подобные крюки были обязательной при­надлежностью в крестьянских до­мах Западной Европы, где для варки пищи традиционно исполь-
Во время варки чугунки время от времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готов­ности варева и добавить какие-либо необходимые специи. Сюда же хозяйка выдвигает их с пылу-жару в конце варки, перед тем как отправить на стол. Хотя в основном шесток служил фактически подставкой для печ­ной посуды, в некоторых случаях его использовали в качестве от­крытого камина (рис. 4, г). Ска­жем, нужно подогреть варево, а

64
Геннадий Федотов
зовались котлы. По сути дела, ше­сток русской печи вместе с кожу­хом превращались на это время в настоящий открытый камин. Не­даром весь передок русской печи, состоящий из шестка и кожуха, в южных областях России, а также на Украине называли «комином». В переводе с латинского слово caminus означает «очаг». Со временем шесток приобретал все более универсальный вид, ста­новясь одновременно плитой с двумя конфорками, предназначен­ными для приготовления пищи в кастрюлях (рис. 4, е). Кожух как бы сливался с массивом печи, вы­полняя роль вытяжки пара и дру-
гих выделений, которые происхо­дили во время приготовления пи­щи. Лишь один угол кожуха опи­рался на стальную стойку, а шес­ток становился полуоткрытым. Желание как можно лучше защи­тить помещение от проникнове­ния в него дыма привело к тому, что шесток был закрыт со всех сто­рон. А для подачи в него чугунов, а также топлива в горнило впереди было оставлено специальное шест-ковое окно, или топочный проем (рис. 4, ж). Между тем кожух трансформировался в перетрубье, или щиток, поскольку он находил­ся непосредственно перед трубой и защищал помещение от дыма.
Несмотря на то, что русские печи в разных уголках России отлича­лись необыкновенным разнооб­разием формы, основу их состав­лял единый, выверенный веками' принцип устройства.
Средние размеры простой рус­ской печи были в основном сле­дующие: ширина — два, длина — три, а высота от пола до пере­крыши (проще говоря, лежан­ки) — два с половиной аршина. Как известно, аршин приме­нялся в России до введения ме­трической системы и состав­лял 71 см. Достаточно переве­сти размеры в сантиметры, чтобы представить себе габа­риты старинной печи.
На рисунке 4.1 показана конст­рукция традиционной печи. Та­кие печи были в основном рас-пространены в центральных об­ластях, например в Калужской, Московской и Смоленской губер­ниях. Подобные печи обогревали помещение, имеющее площадь примерно тридцать квадратных метров. Печь располагали в углу, который находился рядом с две­рью напротив так называемого красного (красивого) угла, где ви­сели иконы и горела лампада. При закладке фундамента от сте­ны, находящейся по левую или правую руку от двери, отступали примерно четверть аршина, то есть чуть более 17 см. В этом мес­те между печью и стеной образо­вывалось потом узкое простран­ство — запечек, в котором, соглас-

Читать дальше

Используются технологии uCoz