|
||
часть
2
Ряд за рядом |
||
|
||
|
||
|
||
• ОТ ЧЕРНОЙ ДО БЕЛОЙ
ПЕЧКИ
• УСТРОЙСТВО ПРОСТОЙ
РУССКОЙ ПЕЧИ
•
ПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ
• ЗАГОТОВКА
МАТЕРИАЛОВ
• ПЕЧНОЙ
ИНСТРУМЕНТ
• ПРИЕМЫ ПЕЧНОЙ
КЛАДКИ
• СЛЕДУЯ ПОРЯДОВКАМ
(КЛАДКА ПЕЧЕЙ)
• ГЛИНОБИТНЫЕ
ПЕЧИ
• КЛАДКА
ТРУБЫ
• ПРОСУШКА И ПРОБНАЯ
ТОПКА
• ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА
ПЕЧЕЙ
• ИЗГОТОВЛЕНИЕ И
КРЕПЛЕНИЕ ДЫМНИКОВ |
||
|
||
|
|||
|
|||
Без терпенья нет уменья.
Русская народная поговорка |
|||
|
|||
ОТ ЧЕРНОЙ ДО БЕЛОЙ
ПЕЧКИ |
|||
|
|||
стародавние времена русские
печки, как, впрочем, и западноевропейские камины, топились только
по-черному. Немецкий исследователь Г. Грубе писал: «В
среднеевропейском климате человеку необходим согревающий
помещение огонь. Основой для каждого отопления помещения был открытый
огонь, над которым готовилась еда и который служил для освещения. Для
удоб-
|
ства и из-за опасности
возникновения пожара огонь первоначально располагали в центре
однокомнатной хижины. Дым, исходящий от горящего в огне дерева или
торфа, выходил наружу через щели в крыше... Отсутствие вытяжки для
дыма представляло не только угрозу для здоровья, но и служило частой
причиной возникновения пожаров» (рис. 3, а—в). В курных избах
Восточной Евро- |
||
|
|||
|
|||
Рис. 3. Типы печей а — печь с
камельком в деревне Вокшезеро (по материалам автора); 6 — печь с «козоно»
в деревне Петров Наволок (по материалам Р.Ф. Тароевой); в — черная печь
(по материалам Р.M. Габе) |
|||
|
|||
|
||||
6о |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
пы, где для обогрева помещения и
приготовления пищи использовалась русская духовая печь, дым выходил
через волоковое окно, которое специально прорубали в верхних венцах сруба.
Сам же огонь был надежно помещен в глубокой каменной или глинобитной
нише, откуда ему было не так-то просто выбраться (рис. 4, а). Дым,
который образовывался при горении, выходил через устье печи и
поднимался вверх. Оказавшись под потолком, дым начинал искать выход
наружу. При этом он окуривал потолок и несколько верхних венцов рубленой
избы. Найдя волоковое окно, он изги- |
бался книзу, чтобы попасть в
него, а выйдя наружу, круто поворачивал вверх. В старинной
загадке топка по-черному иносказательно изображается так: «Мать черна
(печь), дочь красна (огонь), сын голенаст, изгибаться горазд (дым)».
Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи
газы оставляли свое тепло в помещении, выпуская на волю уже
охлажденный дым. Таким образом, печка, топящаяся по-черному, была
достаточно экономичной. Благодаря тому что во время топки изба
не только окуривалась и одновременно проветривалась,
из |
|||
|
||||
Рис 4. Печь с плитой на шестке |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
61 |
||
|
|||
нее постоянно удалялась сырость.
Когда же топка заканчивалась, волоковое окно закрывалось, и печь
начинала отдавать накопленное тепло, нагревая уже чистый воздух.
Установлено, что прокопченное дерево лучше противостоит гнилостным
микробам, грибкам и насекомым, уничтожающим древесину. Оттого-то
добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь,
более ста лет. При топке по-черному сажа покрывала защитным слоем в
основном потолок, а стены только до воронцов — полок, идущих
вдоль стен и названных так за их черный цвет. Находясь
высоко |
под потолком, воронцы служили как
бы границей между закопченной верхней и нижней чистой частью
избы. Замечательно, что в курной избе никогда не было тараканов и
клопов. Ученые полагают, что топка по-черному была в свое время очень
эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная
эпидемия чумы, разразившаяся в свое время в Европе, менее всего коснулась
Руси. О том, что дым «полезен при заплесневелом воздухе и эпидемии
чумы», писал в одном из научных трактатов средневековый ученый и врач
Амирдовлат Амаснаци. |
||
|
|||
|
|||
Рис. 4 (продолжение) |
|||
|
|||
|
||||
62 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
Сыграв свою историческую
роль, «черные» печи постепенно уступили место «белым» русским печам с
глинобитной или кирпичной
трубой. |
Только после того, как
дымоход был подведен непосредственно к топке печи, она стала топиться
по-белому. |
|||
|
||||
На русском Севере расставаться с
беструбными печами не спешили. Например, в деревнях Приозер-ского района Архангельской
области в 20-х годах XIX века пятая, а то и третья часть изб
были курными. Е.М. Бломквист, изучавший постройки восточных славян,
объяснял эту живучесть черных
печей так: «Высокие сводчатые потолки, характерные для северных изб,
дают много места наверху для дыма, и он не ест глаз, здесь
удобно сушить и покуривать рыбачьи сети под высоким потолком, а
благодаря сухому теплому
воздуху, характерному для истопленной черной избы вообще, дышится в этих
черных хоромах легко». Вместо волокового окна в чердаке и
крыше курной избы нередко делали специальные отверстия, в которые
вставляли деревянные трубы. Их либо сколачивали из досок, либо
выдалбливали из пустотелого ствола дерева. В безлесных районах
дымоходы плели из ивовых прутьев, а затем обмазывали с внешней и
внутренней стороны глиняным раствором. Хотя дымники, так же как и
обычные печные трубы, возвышались над кровлей, печь все так же
продолжала топиться по-черному. |
Поскольку по трубе прямо из топки
шли горячие газы, ее вынуждены были делать из огнеупорного
материала — из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать
выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба
расширялась, образуя так называемый кожух (рис. 4, б). Когда-то на
Руси об этом элементе дымохода была сложена следующая загадка: «Сидит
барыня (баба) на печке в белой епанечке». «Епанечкой», или
епанчей, в старину называли короткую шубейку в виде накидки
без рукавов. И действительно, дымоход, с расширяющимся книзу кожухом,
нависшим над при-печком, и упирающийся одним концом на верх печи,
отдаленно напоминал женскую фигуру. Случайные пятна, выбоины и
неровности на поверхности дымохода, освещенные неровным светом
лучин, усиливали это сходство и давали пищу воображению.
Обстановка, при которой родилась загадка, практически полностью
соответствовала той, при которой ее отгадывали. Когда же епанча
вышла из моды и люди давно позабыли, как она выглядит, печники
по-прежнему продолжали называть епанчей кожух-раструб над устьем
печи. |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
63 |
||
|
|||
Впоследствии для устойчивости
епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опирались на
припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку,
который стали называть шестком, но стойки не всегда были
удобны. Например, в более современной комбинированной русской
печи с подтопком на месте шестка
часто располагается чугунная плита с двумя конфорками
(рис. 4, в). Стойки здесь должны были бы опереться на
плиту, что недопустимо. Поэтому печник нашел выход из положения и те же
стальные стойки заделал в кладку печи в горизонтальном положении.
Кожух по-прежнему опирается на них, но они уже не давят на плиту и не
мешают хозяйке готовить.
-------------------------------------------
У простой русской печи
шесток в основном предназначается для горшков и чугунов, которые отсюда
вносятся с помощью ухватов в горнило печи. |
печь давно остыла — не
затапливать же из-за такой малости печь. Вот на выручку и приходил
шесток. На нем размещали небольшую кованую треногу,
называемую таганком. Сверху на обод таганка ставили чугунок,
кастрюлю или чайник. Устье печи закрывали заслонкой таким образом,
чтобы ее ручка была повернута в сторону топки. Открыв вьюшку,
под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если
таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и
ставили их на ребро на некотором расстоянии друг от друга. Между
кирпичами также разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей
или чайник с водой.
В одной очень старой пословице
говорится: «Горшку с котлом не биться (не встречаться)».
Действительно, в горшке издревле варили пищу в русской печи, а
котел использовался для тех же целей в камине. Естественно,
столкнуться они друг с другом не "могли. Однако некоторые
предприимчивые печеклады на деле опровергали утверждение,
содержащееся в пословице. Во время кладки печи они закрепляли над
шестком внутри кожуха железный крюк. Он не мешал нормальной
работе печи, но зато на нем с помощью цепи можно было подвесить котел
или котелок с водой или варевом (рис. 4, д). Подобные крюки были
обязательной принадлежностью в крестьянских домах Западной
Европы, где для варки пищи традиционно исполь- |
||
Во время варки чугунки время от
времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готовности
варева и добавить какие-либо необходимые специи. Сюда же хозяйка выдвигает
их с пылу-жару в конце варки, перед тем как отправить на стол. Хотя в
основном шесток служил фактически подставкой для печной посуды, в
некоторых случаях его использовали в качестве открытого камина
(рис. 4, г). Скажем, нужно подогреть варево,
а |
|||
|
|||
|
|||
64 |
Геннадий Федотов |
||
|
|||
зовались котлы. По сути дела,
шесток русской печи вместе с кожухом превращались на это время в
настоящий открытый камин. Недаром весь передок русской печи,
состоящий из шестка и кожуха, в южных областях России, а также на Украине
называли «комином». В переводе с латинского слово caminus означает «очаг».
Со временем шесток приобретал все более универсальный вид, становясь
одновременно плитой с двумя конфорками, предназначенными для
приготовления пищи в кастрюлях (рис. 4, е). Кожух как бы сливался с
массивом печи, выполняя роль вытяжки пара и
дру- |
гих выделений, которые
происходили во время приготовления пищи. Лишь один угол кожуха
опирался на стальную стойку, а шесток становился полуоткрытым.
Желание как можно лучше защитить помещение от проникновения в
него дыма привело к тому, что шесток
был закрыт со всех сторон. А для подачи в него чугунов, а
также топлива в горнило впереди было оставлено специальное
шест-ковое окно, или топочный проем (рис. 4, ж). Между тем
кожух трансформировался в перетрубье, или щиток, поскольку он
находился непосредственно перед трубой и защищал помещение от
дыма. |
||
|
|||
|
|||
Несмотря на то, что русские печи
в разных уголках России отличались необыкновенным разнообразием
формы, основу их составлял единый, выверенный веками' принцип
устройства.
Средние размеры простой
русской печи были в основном следующие: ширина — два, длина —
три, а высота от пола до перекрыши (проще говоря, лежанки) — два
с половиной аршина. Как известно, аршин применялся в России до
введения метрической системы и составлял 71 см. Достаточно
перевести размеры в сантиметры, чтобы представить себе габариты
старинной печи. |
На рисунке 4.1 показана
конструкция традиционной печи. Такие печи были в основном
рас-пространены в центральных областях, например в Калужской,
Московской и Смоленской губерниях. Подобные печи обогревали
помещение, имеющее площадь примерно тридцать квадратных метров. Печь
располагали в углу, который находился рядом с дверью напротив так
называемого красного (красивого) угла, где висели иконы и горела
лампада. При закладке фундамента от стены, находящейся по левую или
правую руку от двери, отступали примерно четверть аршина, то есть чуть
более 17 см. В этом месте между печью и стеной образовывалось
потом узкое пространство — запечек, в котором,
соглас- |
||
|
|||