Вернуться к содержанию

 

18
Геннадий Федотов
реступив порог дома, приклады­вали ладони к печи и грели руки. Если печь в это время топилась, к ее устью подносили, потирая, руки... Это делалось для того, чтобы ненароком не занести в
ХРАНИТЕЛЬ ОЧАГА
В каждой крестьянской семье бес­сменным покровителем и храни­телем очага издревле считался до­мовой. Он незримо покровитель­ствовал не только огню русской печки, но также дому и его обита­телям, домашнему скоту, полям и садам, храня их от воров и недоб­рого глаза. В одном из стихотво­рений А.С.Пушкина к домовому обращены такие слова:
Поместья мирного незримый
покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий
садик мой, И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный
хлад дождей И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снега
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж,
в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!..
Хотя домовой был невидимым, иногда он все же появлялся перед некоторыми домочадцами в обра­зе маленького сухонького старич­ка с седыми всклокоченными во­лосами на голове и свалявшейся бородой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздрем­нуть в теплом уголке на печи. В
дом смерть. Очень впечатли­тельные люди заглядывали в устье печи и смотрели на живи­тельный огонь, который помогал освободиться от гнетущего чув­ства страха.
зависимости от расположения ду­ха, он мог жить и на шестке, и в подпечке, и за печью. Поэтому в старину был обычай бросать за печку сметаемый с шестка мусор, «чтобы не переводился домовой».
На Руси домового называли хо­зяином, кормильцем, доброхо­том, доброжилом, добродеем. Люди верили в его доброту и справедливость.
Домовой не только присматривал за огнем, печью, домом и хозяйст­вом, но и зорко следил за поведе­нием каждого домочадца. Если, к примеру, нерадивая хозяйка не соизволила привести избу в поря­док (не подмела пол или не вымы­ла посуду), то не миновать ей справедливой кары. Разгневан­ный домовой мог сорвать с нее но­чью одеяло, а то и того хуже, сбро­сить неряху с кровати на пол. Чистоплотной и аккуратной стря­пухе домовой всячески выказывал свое расположение. Он незримо помогал ей раздувать в печи уго­лья или же высекать огонь с помо­щью огнива. Да мало ли в какой помощи нуждалась хозяйка. Но если баба с утра ходила по избе

Русская печь
19
растрепанной и все у нее валилось из рук, домовой целый день не да­вал ей покою. То он наступал ей на подол так, что бедная баба па­дала на ровном месте, то дергал ее за растрепанные волосы. А когда она в таком виде доставала из пе­чи чугунки или раскаленные уго­лья, то мог подпалить ей свисаю­щие космы. Сплетницам, любив­шим точить лясы и перемывать соседям косточки, домовой насы­лал типун на язык — болезненный прыщик, который мешал не толь­ко говорить, но и есть. Такую же награду получали заядлые сквер­нословы, ведь ругаться в избе, где стоит печь, считалось большим грехом. Перепивший хозяин дома тоже нередко ощущал на себе «ла­ску» домового. Среди ночи вдруг наваливался он на пьяного чело­века и душил, не давая ему про­дохнуть, до тех пор, пока несчаст­ный не просыпался в холодном поту. С глубоким презрением до­мовой относился к лежебокам, особенно к лежебокам-печепарам, которые валялись на печи, не зная меры. Однако остается загадкой: почему он позволял Емеле-дура­ку лежать на печи сколько душе было угодно. Чем ему потрафил этот знаменитый лодырь? Домовой всегда заранее узнавал об опасности, которая подстере­гала хозяина и его домочадцев. Если семья была дружная, трудо­любивая и жила с ним в ладу и со­гласии, домовой старался предос­теречь ее от грядущих несчастий. Забравшись за печку, в подпечек или трубу, он плакал, стонал и охал так, что крестьянам чуди­лись в этих звуках тревожащие
душу слова: «Ух, к худу! Ух, к ху­ду!» Встревожится тогда хозяин, поспешит проверить, все ли в его хозяйстве ладно. И смотришь, об­наружил какой-нибудь изъян. Стоило его устранить, как все опять шло своим чередом. Случалось, что в семье к домовому относились пренебрежительно, домочадцы без конца ссорились, а хозяйство велось из рук вон пло­хо. Во время очередной ссоры вы­веденный из терпения домовой начинал швырять из печи горя­щие дрова, выбивать из печной кладки кирпичи, бить горшки. Большинство крестьян не сомне­вались в справедливости домово­го и в случае подобных выходок старались изменить свое поведе­ние. Мало того, чтобы незримый покровитель не обиделся и не по­кинул дом, его задабривали и ока­зывали всяческие почести. В те дни, когда пекли хлебы, домово­му клали за печку специально ис­печенные крошечные хлебцы. В трудные минуты жизни к домо­вому даже обращались за помо­щью. Случалось, что хозяин ухо­дил в город на сезонные работы или уезжал туда с предназначен­ным на продажу обозом зерна. Ес­ли он не возвращался в намечен­ный срок, встревоженная хозяйка становилась перед печью и «во­пила» (слезно просила): «Дым — домовой, верни хозяина домой!»
Раз в году, на Ефремов день (7 февраля), на Руси повсеместно отмечались именины домового.

20
Геннадий Федотов
Старые люди говорили: «Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник». Одному богу известно, каким образом христианский святой превратил­ся в домового-запечника, покро­вителя сверчков. В этот день до­мовой капризничал, уходил на двор и потешался там над домаш­ними животными. Порой он был не прочь сыграть злую шутку да­же над самим хозяином. Чтобы задобрить домового, в ка­ждой избе после ужина хозяева ставили в загнетку горшок каши. Она была предназначена специ­ально для домового. Задвигая горшок с кашей в печь, смолен­ские крестьяне приговаривали: «Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води». На русском Севере домовому при этом говорили: «Домовишко-де-душка, всех пои, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». А чтобы каша раньше времени не простыла, горшок во­круг обкладывали раскаленными углями. В полночь, когда в доме все засыпали, домовой выходил из-за печки, открывал заслонку, доставал из загнетки горшок с ка­шей, садился на шесток и съедал всю кашу до дна, без остатка. Пос­ле трапезы домовой вновь обре­тал доброе расположение духа.
Был еще один день в году, когда на домового нападала грусть-тос­ка. Это случалось 1 апреля. Пло­хое настроение у домового в этот день крестьяне объясняли тем, что он менял шкуру, чтобы жениться на кикиморе. Но, види-
мо, у него не все ладилось, поэто­му он злился, выламывал из печ­ки кирпичи, бил посуду, разбра­сывал в избе вещи, подкатывался под ноги домочадцам, чтобы они падали на ровном месте. Да мало ли какие неприятности мог учи­нить в этот день домовой
Считалось, что домовой не в силах навредить только тому человеку, который не поддается обману, а также тому, кто сумел в этот день обмануть другого. Поэтому в этот день повсюду соблюдали обычай обманывать друг друга, чтобы ог­радить себя от козней домового. Имевший когда-то магическое значение обычай постепенно пре­вратился в праздник розыгрыша и шутки. Если человеку удается в этот день кого-нибудь обмануть, он говорит ему с шутливой нази­дательностью: «Первый апрель — никому не верь!» На следующий день все возвращалось на свои ме­ста, а домовой с прежним рвением продолжал охранять огонь в печи, опекать домочадцев и следить за хозяйством.
Когда же изба от старости ветша­ла, хозяева переезжали в новый дом, в котором была сложена зара­нее новая печь. По мнению селян, переезд из старого дома в новый был опасным делом. Нечистая си­ла не любила обновления и строи­ла хозяевам при переезде всяче­ские козни. Поэтому деревенские колдуны советовали новоселам перебираться в новую избу в ночь перед новолунием. Считалось, что именно в это время всякая нечисть теряет свою активность, становит-

Русская печь
21
ся вялой и не в силах осуществ­лять свои злые умыслы. Перед тем как перебраться в но­вый дом, в него впускали кошку и, если с ней ничего не случалось, переводили во двор скотину. Се­мья же не могла перебраться на новое место жительства до тех пор, пока в избу не будет перепра­влен хранитель очага дедушка-до­мовой. Но чтобы переселить его со старой печи на новую, нужно было исполнить особый обряд. Начинался он с того, что ближе к обеду самая старшая в семье жен­щина, так называемая болышуха, топила печь и сгребала в загнетке кучкой раскаленные уголья. Как только наступал полдень, большу­ха ссыпала пылающие жаром уго­лья в глиняный горшок. Ставила его на шесток и накрывала сверху чистой скатеркой. Затем она рас­крывала настежь дверь и говорила в сторону печи, обращаясь к при­таившемуся там домовому: — Добро пожаловать, дедушка-домовой, в новое жилье. При этих словах она указывала глазами на горшок. Домовой без­молвно принимал ее приглаше­ние. Горшок с углями становился теперь для него чем-то вроде ка­реты, в которой он, невидимый человеческому глазу, должен был проследовать на новое место жи­тельства. Между тем большуха ставила горшок на хлебную лопа­ту и выходила во двор. Осторож­но, боясь потревожить домового, несла она горшок к воротам ново­го дома. Там ее уже ожидали ос­тальные члены семьи во главе с хозяином. В его руках на чистом полотенце были хлеб-соль.
— Рады ли гостям? — спрашивала встречающих большуха.
—  Милости просим, дедушка-до­мовой, к нам на новое жилье, — низко кланяясь, говорил в ответ хозяин. Затем он становился впе­реди большухи, а за ними сзади пристраивалось все остальное се­мейство. После этого вся процес­сия медленно и торжественно следовала к крыльцу нового дома. Войдя в избу, большуха ставила горшок на шесток новой печи. За­тем, сняв с горшка скатерку, тряс­ла ею поочередно во все углы, как бы стряхивая невидимого домо­вого. Отпустив домового, боль­шуха высыпала раскаленные уго­лья из горшка, стоявшего на ше­стке, в горнушку, или порсок. Чтобы уголь не перегорал, его по­крывали сверху слоем сухой дре­весной золы, которую предусмот­рительно приносили с собой из старого дома. Считалось, что вме­сте с огнем в печке поселился до­мовой. С этого момента он стано­вился верным и бессменным хра­нителем домашнего очага. Гор­шок, в котором были принесены уголья, нельзя было использовать в хозяйстве. Поэтому его тут же разбивали, а черепки бережно со­бирали и зарывали рядом с домом у красного угла, в котором обыч­но висела икона с лампадой.
Начиная обживать новый дом, необходимо было прежде всего растопить печь от угольев, принесенных из старой печи. Присыпанные золой уголья вы­гребали из горнушки на середи­ну пода. Положив сверху бере-

22
Геннадий Федотов
сту с тонкими лучинками, раз­дували огонь и топили печь су­хими березовыми дровами. Закончив топить печь, часть угольев убирали в горнушку и присыпали сверху золой. Ос­тальной уголь вместе с золой выгребали из печи. Под подме­тали березовым или сосновым помелом и сажали в печь хлебы.
нение в укромное место. Горбушку для домового оставляли на столе, а рядом с ней ставили чарку вина. Ка­ждый из взрослых участников за­столья, прежде чем выпить, должен был чокнуться с чаркой домового, который, как полагали, незримо присутствует за столом. Когда ужин заканчивался, гор­бушку, предназначенную домово­му, три раза солили, втыкали в нее ребром серебряную монетку и клали на печь. Рядом с ней хозяин ставил наполненную до краев чар­ку, приговаривая: «Хозяин-ба­тюшка, сударь-домовой, меня по­люби да домочадцев пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей от полной чаши». Произнося эти слова, хозяин кланялся печке по три раза с трех сторон: сначала пе­ред челом, потом с левой и с пра­вой стороны. Затем он брал кош­ку, сажал ее на печку и говорил не­зримому домовому: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зве­ря на богатый двор». Надо полагать, что после такого внимания и почтительного отно­шения домовой размягчался и до­брел, делая все для того, чтобы благополучие, мир и согласие не покидали дом, в котором ему предстоит быть хранителем очага долгие годы.
Когда в положенный срок испе­ченные хлебы вынимали, каждую ковригу внимательно и придирчи­во осматривали. Если корки у них были чистыми и гладкими, то это предвещало хорошую и спокой­ную жизнь в новом доме с новой печью. Если все же хотя бы на од­ной из ковриг обнаруживалась глубокая трещина, то это было плохим знаком: либо вскоре новый дом по каким-либо причинам при­дется покинуть, либо в него в ско­ром времени может прийти беда. В этих случаях обращались за помо­щью к домовому. Ковригу с трещи­ной не трогали три дня. На четвер­тый день устраивали обильный ужин. Бракованную ковригу разре­зали на куски по числу домочадцев. Сверх того должно было остаться две горбушки: одна — для духа огня, а другая — для домового. Первую горбушку завертывали в чистую ткань и убирали на постоянное хра-
Испокон веку крестьянина в его нелегкой жизни ожидало множе­ство несчастий: болезни, неуро-
жаи, падеж скота и многое другое. Считалось, что большинство бо­лезней и злоключений происхо-

Читать дальше

Используются технологии uCoz