|
||||
22 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
сту с тонкими лучинками,
раздували огонь и топили печь сухими березовыми дровами.
Закончив топить печь, часть угольев убирали в горнушку и присыпали сверху
золой. Остальной уголь вместе с золой выгребали из печи. Под
подметали березовым или сосновым помелом и сажали в печь
хлебы. |
нение в
укромное место. Горбушку для домового
оставляли на столе, а рядом с
ней ставили чарку вина. Каждый из взрослых участников
застолья, прежде чем
выпить, должен был чокнуться с
чаркой домового, который, как
полагали, незримо присутствует за
столом. Когда ужин заканчивался, горбушку, предназначенную
домовому, три раза
солили, втыкали в нее ребром
серебряную монетку и клали на
печь. Рядом с ней хозяин ставил наполненную до краев
чарку, приговаривая:
«Хозяин-батюшка,
сударь-домовой, меня полюби да домочадцев пожалуй, мое
добро береги, мою скотину
береги, мое угощение прими и
вина отпей от полной чаши».
Произнося эти слова, хозяин
кланялся печке по три раза с
трех сторон: сначала перед челом, потом с левой и с
правой стороны. Затем он
брал кошку, сажал ее на
печку и говорил незримому домовому: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого
зверя на богатый двор».
Надо полагать, что после
такого внимания и
почтительного отношения
домовой размягчался и добрел, делая все для того, чтобы
благополучие, мир и согласие не покидали дом, в котором ему предстоит быть хранителем очага
долгие
годы. |
|||
Когда в положенный срок
испеченные хлебы вынимали, каждую ковригу внимательно и
придирчиво осматривали. Если корки у них были чистыми и гладкими, то
это предвещало хорошую и спокойную жизнь в новом доме с новой печью.
Если все же хотя бы на одной из ковриг обнаруживалась глубокая
трещина, то это было плохим знаком:
либо вскоре новый дом по каким-либо причинам придется
покинуть, либо в него в скором времени может прийти беда. В этих случаях обращались за
помощью к домовому.
Ковригу с трещиной не трогали три дня. На четвертый день
устраивали обильный ужин.
Бракованную ковригу разрезали на куски по числу домочадцев.
Сверх того должно было
остаться две горбушки: одна —
для духа огня, а другая — для домового. Первую горбушку завертывали
в чистую ткань и убирали на
постоянное хра-
«АХТИ
МАТИ, БЕЛАЯ ПЕЧЬ...»-(Заговоры
и магические обряды)
Испокон веку крестьянина в его
нелегкой жизни ожидало множество несчастий: болезни,
неуро- |
||||
жаи, падеж скота и многое другое.
Считалось, что большинство болезней и злоключений
происхо- |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
23 |
||
|
|||
дит от
сглазу. Посмотрел кто-то на человека
недобрым глазом, и здоровяк превращается в считаные дни в
настоящую развалину. Многие
верили, что порчу по злому умыслу напускали на человека
местные колдуны и
нечистая сила. Чтобы упредить
всевозможные неприятности или
избавиться от тех, которые уже произошли, прибегали к помощи специальных
магических обрядов,
имеющих различную степень сложности. Простые обряды при
необходимости мог совершать почти любой человек, а вот более сложные были под
силу только знахарям и колдунам.
Так уж исстари повелось,
что знахарство было преимущественно женским занятием, а большинство
обрядов совершалось около русской печи. |
Убедившись, что «утечки» не
будет, знахарка становилась лицом к шестку, что-то переливала, что-то
смешивала, а потом шепотом произносила слова заговора. Дальше она
поступала так, как требовал конкретный случай. Заговор от сглазу.
Приступая к снятию порчи, знахарка доставала из печи три уголька и
просила, чтобы ей принесли чашку «непи-той» воды. «Непитой» считалась вода
в ведре, из которого никто из домочадцев не успел еще напиться.
Поставив чашку с водой на шесток, знахарка клала в нее вынутые
из печи угольки, добавляла щепоть соли и произносила заговор. Затем
она дула на воду три раза и три раза плевала в сторону. С готовым
снадобьем она выходила к больному и внезапно спрыскивала его, а
потом давала отхлебнуть из чашки три глотка. Смочив больному рубашку,
она протирала ему грудь в области сердца и лицо. Оставшееся в чашке
снадобье знахарка выплескивала на притолоку — верхний косяк в
дверях.
В старые годы многие женщины могли
самостоятельно отводить порчу от близких. Даже отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек
четвергового угля (вынутого из печи в Великий четверок, то есть в
четверг на Страстной неделе перед
Пасхой), а также соль и печинку, или опечину (кусочек глины,
отломленный от русской печи). Один из наиболее распространенных
способов снятия порчи описан П. Мельниковым-Печерским в романе «На
горах»: «Оставшись с Дуней, Дарья
Сергеевна раздела ее |
||
На это время ее шесток
превращался в своеобразную лабораторию. Знахарка ставила на него
посуду с водой или травяными настоями, клала древесный уголь,
золу, печину, соль, лук, хлеб,
предназначенные для наговора. Прежде чем приступить к заговору,
знахарка придирчиво проверяла, хорошо ли закрыта печная
труба. Ведь, если во вьюшке или
задвижке оставалась хотя бы малейшая щель, слова произносимого
заговора могли просочиться в нее и выйти через печную трубу
наружу. А это значило, что вместе со словами в трубу могла вылететь
заключенная в них магическая сила. |
|||
|
|||
|
||||
24 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
и уложила в постель. В соседней
горнице налила она с молитвой в полоскательную чашку чистой воды на
уголь, на соль, на печинку — нарочно на всякий случай ее с собой
захватила, — взяла в рот той воды и, выйдя к Дуне, невзначай спрыснула ей
лицо, шепотом приговаривая:
— От стрешнего, поперечного, от
лихого человека, помилуй, господи, рабу свою Евдокею!..» В деревнях
нередко применяли другой способ снятия порчи. На тряпицу высыпали немного
золы, клали несколько кусочков древесного угля и печины. Все это
завязывали в узелок и относили на перекресток дорог. Считалось, что
порча останется навсегда на перекрестке вместе с золой, углем и
печиной.
По мнению родителей, больше всего от
дурного глаза страдали дети. Если ребенок долго не ходил и не
говорил, то это означало, что его кто-то сглазил. Когда наступала
пора печь хлеб, молодая мать по совету старших женщин должна была
совершить у печи специальные магические действия. Перед тем как
посадить хлебы в печь, она накрывала ребенка на несколько секунд
порожней квашней. Когда же из теста были сформованы ковриги, мать
смачивала их водой и отправляла в печь. Оставшейся водой она
обмывала руки ребенка и приговаривала: «Как мои хлебы кислы, так
и ты, мое дитятко, кисни (полней); как мои хлебы всходят, так и ты ходи;
как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори». Считалось, что от
воздействия |
дурного глаза дети становились
плаксивыми и плохо спали, терзаемые ночными демонами, которых в
народе называли ночницами или криксами. Похожие на
летучих мышей, они проникали в избу через открытое окно или дверь и
вились над колыбелью. Испуганный ребенок плакал и кричал. И тогда
мать обращалась за помощью к печке. Она смазывала стопы ребенка
растительным маслом и прикладывала их к печному столбу. Во время этого
действа она поднимала ребенка вверх так, чтобы он переступал ножками, а на
печном столбе оставались следы, ведущие к потолку. При этом мать
приговаривала: «Полуночница ночная, полуденница денная, не тронь
моего, не ворошь моего, а то сожгу твоего». Другой способ избавления от
ночных демонов заключался в следующем. Еще до восхода солнца мать
затапливала печь. Когда дрова разгорались, она подносила ребенка
к устью печи и, слегка постегивая его по ягодицам сосновой
веткой от помела, приговаривала: «Уйди, испуг, в печную трубу и
никогда больше не возвращайся».
Однако ночные демоны могли терзать и
взрослого человека, напустив на него бессонницу. Когда все это
терпеть становилось невмоготу, к печке-избавительнице обращались с
такой мольбой: «Ахти мати, белая печь! Не знаешь ты себе ни скорби,
ни болезни, ни щепоты, ни ломоты; так бы раб божий (называли свое
имя) не знал бы ни хитки, ни притки, ни уроков, ни прихоров, ни
щипо- |
|||
|
||||
|
|||
Русская печь |
25 |
||
|
|||
ты, ни ломоты, при утренней заре
Марие, при вечерней Маремьям-не, при полуночной Аграфене!» Защита от нечистой силы.
Нечистая сила могла проникнуть в жилище не только
через окна и двери, но и через
печную трубу. Женщины, чаще всего вдовы, страдали от так
называемого летуна, или огненного змея, который
соблазнял их и сосал кровь. После нескольких таких визитов
женщина начинала сохнуть, желтеть и в конце концов умирала.
Особенно лютовал огненный змей под Крещение. В романе
П.Мельникова-Печерского «В лесах» одна насельница заволжского
скита рассказывала о якобы виденном ею огненном змее-летуне: «Красен,
что каленый уголь, не меньше доброго гуся величиной; тихо колыхаясь,
плыл он по воздусям и над самой трубой Ерохиной кельи рассыпался
кровяными мелкими искрами...» |
смерть ходит. Нечистые духи принимают образ птиц, заглядывают в трубы и наводят на домочадцев порчу». Чтобы нечисть не проникла в избу, ее необходимо было окурить чертополохом. Обычно засохшие ветки этой травы хранились на чердаке с прошлого лета. Однако можно было срезать зимующие ветки чертополоха, которые всю зиму торчат над сугробами где-нибудь на меже, у забора или на пустыре. Окуривание производили в то время, когда в печи оставалось немного раскаленных углей. Чертополох бросали на угли, следя за тем, чтобы он не горел, а тлел. Затем закрывали трубу, и густой душистый дым распространялся по всей избе. Когда чертополох переставал чадить, трубу закрывали. Наказание вора. Если с нечистой силой можно было справиться с помощью чертополоха, крещенского снега и заклинаний, то с лихими людьми совладать было гораздо труднее. Однако и здесь старались призвать на помощь магические силы печи. Когда в доме совершалась кража, после которой вору удавалось скрыться, крестьяне пытались наказать его с помощью печного огня. Но это было возможно только при том условии, если вор оставлял хотя бы незначительную улику, например клок одежды или отпе-чаток обуви на земле. Клок воровской одежды опутывали ветками терновника или чертополоха, прикалывали булавками и вешали в трубе. Считалось, что жулик будет испытывать невыносимые боли до тех пор, пока клок |
||
Чтобы защититься от
визитов непрошеного гостя, над очагом вешали на ночь засохшие
ветки валерианы, а зимой сыпали на загнетку так называемый крещенский
снег. Выпавший на Крещение, снег собирали в короб или кадушку и
хранили на всякий случай в холодном сарае всю
зиму. |
|||
На Агафью-коровницу (18
февраля) нечистая сила вновь начинала бесноваться, нападая не только
на людей, но и на скотину. Старики говорили: «На Агафью
коровья |
|||
|
|||
|
||||
26 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
его одежды будет висеть в трубе. Порой он не выдерживал нечеловеческих мук и приходил, чтобы уничтожить улики. В это время его и задерживали. Белорусские крестьяне наказывали вора несколько иным способом. После совершения кражи они внимательно осматривали все вокруг. Обнаружив отпечаток обуви злоумышленника, они измеряли след лучинкой или прутиком. Обломив лишнее, мерку вешали в печной трубе. По их убеждению, жулик постепенно начнет сохнуть, как сохнет в трубе лучина, и непременно умрет, как только лучина истлеет от печного жара. Заговаривание скотины. В Великий четверок (четверг на Страстной неделе, накануне Пасхи) в русских деревнях принято было совершать магические обряды, которые должны были уберечь скотину от опасностей, ожидавших ее на лесных пастбищах. Коровы могли подвергнуться нападению волков, заблудиться или утонуть в болоте. В обрядах обязательно использовалась русская печь. Во многих деревнях Архангельской губернии хозяйки открывали печную трубу и обращались через нее к своей корове: «Пар божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле — обед, дома — ночлег. Не ночуй на бору, ходи ко двору!» Костромские крестьяне не ограничивались монологом и предпочитали вести диалог через печную трубу. Нагнувшись к печке, хозяйка спрашивала в трубу: «Дома ли теленки?» — «Дома, дома!» — отвечал ей доносившийся сверху из |
трубы голос. Принадлежал он обычно одному из членов семьи, который по этому случаю специально забирался на крышу или чердак. Между тем хозяйка продолжала спрашивать: «Дома ли коровушки?» Ей в ответ из трубы доносилось: «Дома, дома!» Так постепенно перебиралась вся скотина, живущая на подворье. Куриный оберег. С наступлением весны нужно было позаботиться также о сохранности кур и цыплят. Для этого подходил отслуживший свою службу в печи старый печной горшок. Считалось, что опрокинутый в огороде на кол он сможет в течение лета отпугивать от дома ястребов. Однако печной горшок становился оберегом только при соблюдении определенных условий, на которые решится не каждая женщина. В Великий четверг, пока еще не взошло солнце, хозяйка должна выйти нагая с печным горшком в руках и опрокинуть его на кол. Печь и ведьмы. Согласно поверью, в ночь перед Рождеством и Крещением, когда на дворе лютовали морозы, ведьмы и черти бесновались на дворе до первых петухов. Через открытые печные трубы они проникали в избы и чинили домочадцам всяческие козни. Ведьмами становились женщины, продавшие свою душу нечистой силе. Каждая ведьма обязательно использовала в дьявольских целях свою печь (рис. 1). Перед вылетом на шабаш она превращала ее в своеобразную лабораторию, где готовился отвар из колдовских трав. Как только из горшка поднимался густой пар, ведьма садилась |
|||
|
||||
|
||||
Русская печь |
27 |
|||
|
||||
на метлу и, подталкиваемая
паром, вылетала с огромной скоростью в трубу. Таким образом,
шесток русской печи был для ведьм чем-то вроде стартовой и
посадочной площадки. Разумеется, вылеты и прилеты
осуществлялись только через открытую трубу. Если одни ведьмы использовали
при взлете пар, то другие держали на этот случай в склянке
специальную жидкость, от воздействия которой в воздух способны были
взлететь даже неодушевленные предметы. Именно с помощью такой
волшебной жидкости поднималась в воздух ведьма в стихотворении
А. Пушкина:
И слышу: кумушка моя
С печи тихохонько
прыгнула,
Слегка обшарила
меня,
Присела к печке, уголь
вздула
И свечку тонкую
зажгла,
Да в уголок пошла со
свечкой.
Там с полки скляночку
взяла
И, сев на веник перед
печкой,
Разделась донага;
потом
Из склянки три раза
хлебнула
И вдруг на венике
верхом
Взвилась в трубу — и
улизнула.
Эге! Смекнул в минуту
я:
Кума-то, видно,
басурманка! |
Постой, голубушка
моя!..
И с печки слез — и вижу:
склянка,
Понюхал: кисло! Что за
дрянь!
Плеснул на пол: что за
чудо?
Прыгнул ухват, за ним
лохань,
И оба в печь. Я вижу:
худо!..
Я ну кропить во все углы
С плеча, во что уж ни
попало;
И все: горшки, скамьи,
столы,
Марш! Марш! Все в печку
поскакало...
То, как выглядит вылет ведьмы из
трубы, описал и Н.Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»: «Тут
через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу,
и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Печная труба была для
ведьмы воротами, через которые она отправлялась во внешний мир, а
затем возвращалась в свое жилище. Как происходит возвращение ведьмы,
кстати, уже на пару с чертом, подробно описано в той же повести.
Ведьма «отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как
человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом,
спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в
трубу. Черт таким же порядком отправился вслед за нею. Но так как это
животное проворнее всякого франта в чулках, то немудрено, что он наехал
при самом входе в трубу на шею своей любовницы и оба очутились в
просторной печке между горшками. Путешественница отодвинула
потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гостей,
но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые
лежали посереди ха- |
|||
Рис. 1 |
||||
|
||||
|
||||
28 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
ты, вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле». Очистительная сила печной золы. Чтобы ведьмы да черти со злым умыслом не проникли в крестьянскую избу, хозяева приглашали знахаря. Ровно в полночь он заговаривал трубу, посыпая загнетку золой из семи печей, которая у него всегда была в запасе, а затем произносил слова специального заговора. Собираемая в течение всей зимы печная зола использовалась также при других обрядах. У многих народов она наделялась самыми чудесными свойствами. Считалось, что печная зола
не только защищает домочадцев от нечистой силы, но оберегает дом и
хозяйство от стихийных бедствий и помогает при многих
болезнях. |
головы осаждавших. Попадая вместе с
песком в глаза, зола надолго выводила из строя вражеских
воинов.
Перед Великим постом золу также
использовали для очищения от всякой скверны. Золой посыпали
хозяйственные постройки, домашний скот и семена. Ее разбрасывали по
полям, в саду и огороде, закапывали у порога дома. Считалось, что
печная зола способна отвести от домочадцев, а также домашних животных
многочисленные болезни, уберечь от ударов молнии и предотвратить
пожары. Кроме того, она способствовала повышению урожая и уничтожению
вредителей. В последнюю неделю Великого поста, а точнее, в Чистый
четверок русские крестьяне выгребали из печи золу, выносили на двор
и, посыпая ею курятник, хлев и конюшню, приговаривали: «Чтобы курочки
неслись, чтобы коровушка доилась, чтобы лошадушка резвой была». В
этот же день не забывали попудрить золой огород. Старые люди
говорили: «Печная зола со Страстного четверга, пятницы и субботы
охраняет капусту от червя». Подобные обрядовые действа происходили
накануне Пасхи по всей Европе. Например, в Скандинавии крестьяне
посыпали печной золой землю перед домом и коровьим хлевом. Делалось это
для того, «чтобы предохранить коров и коровье молоко от дурного
глаза, злого человека и от чертей». Любовные заговоры (присушки).
Печь занимала особое место в делах сердечных. Чтобы
прису- |
|||
Нередко охотники носили с
собой небольшой мешочек с древесной золой, чтобы посыпать ею
след убегающего раненого зверя, полагая, что волшебная сила печной
золы остановит его и не даст далеко убежать.
История знает случаи, когда
печная зола становилась грозным оружием. Так, например, в 1237 году
при обороне Рязани от полчищ хана Батыя женщины выгребали золу
из печей и носили к стенам осажденного города. На крепостном валу золу
смешивали с песком и сыпали эту смесь на |
||||
|
||||
|
|||
Русская печь |
29 |
||
|
|||
шить девицу, добрый молодец
должен был произнести у горящей печи такие слова: «Выйду я на улицу,
на божий свет, посмотрю в чисто поле. В чистом поле 77 медных каленых
печей, на 77 медных, на светлых каленых печах по 77 Яги-баб... Коль
горят пылко и жарко медные печи, так же бы раба божья (в этом месте
называлось имя девицы) пеклась и кадилась во всякое время, во
всяк час, утра рано, вечера поздно, о середки дня, о полуночи, о
утренней заре и вечерней...»
Некоторые девичьи присушки
отличались необычайной простотой. Растопив печь, девица
произносила перед ее устьем: «Как жарко дрова разгораются, так
разгорелось бы по мне сердце молодецкое!»
Считалось, что наиболее
сильное действие присушки оказывают в день Андрея
Первозванного (13 декабря). |
божьей (называлось свое имя) ни жить
и ни есть, чтобы не было ему покою, чтобы думал все, скорбел о рабе божьей
(имя). Во имя отца и сына и святого духа. Аминь». В обычные дни также
можно было попробовать присушить приглянувшегося парня. Ближе к
полуночи, улучив время, когда в доме все засыпали, девушка
снимала с себя крест, распускала волосы и становилась перед
печью на черное сукно. Под каждую пятку она клала по серебряной монетке.
Затем, открыв вьюшку и задвижку, произносила тихо в трубу: «Выйду я
из дверей, не благосло-вясь, из ворот, не перекрестясь, пойду в чистое
поле, за чистым полем стоит зеленая роща, в этой зеленой роще — большое
дерево — осина, а у нее есть зеленая вершина, на ее зеленой вершине
сидит большой старший черт. Черт-батюшка, помоги мне, сослужи мне
службу большую, вызови 99 твоих бесенят и пошли их к добру молодцу
(имя). Пусть во-зьмут его сердце, вырвут у него душу, тоской пересушат
грудь, сердце и душу принесут ко мне». Закончив заклинать, девица
тотчас закрывала трубу, а наутро разменивала серебряные монеты и
раздавала их нищим. Другой способ любовной магии отличался тем, что из
земли вырезали след доброго молодца и сушили его в печи. Именно
так поступила в одной русской былине колдунья Марина:
Брала... следы горячия
молодецкия, Набирала Марина беремя дров, А беремя дров белодубовых, Клала
дровца в печку муравленую |
||
На русском Севере в этот день во
время топки печи девица, желавшая присушить добра молодца, должна
была произнести перед печью следующие слова заговора: «Господи Иисусе
Христе, сыне божий, помилуй мя грешную. Дымы вы дымы, пойдите вы,
дымы, по высоким горам и по синим морям, разыщите вы, дымы, раба божья
(называлось имя) и разожгите вы, дымы, раба божья (имя) и разожгите
вы, дымы, у раба божья (имя) печень и легкие, чтобы раб божий (имя) не мог
без рабы |
|||
|
|||
|
||||
30 |
Геннадий Федотов |
|||
|
||||
Со теми следы горячими, Разжигает
дрова палящетным огнем И сама она дровам приговаривает: «Сколь жарко дрова
разгораются Со теми следы молодецкими, Разгоралось бы сердце молодецкое
Как у молодца Добрынюшки
Никитьевича!»
Заклинание на остуду и
ссору.
Если на пути влюбленной девицы
вставала разлучница, ее старались поссорить с добрым молод-цем с
помощью заклинаний. Перед тем как его произнести, нужно было
сходить поочередно в три лавки и купить в каждой на копейку
поваренной соли. Затем из бака или бочки, где бучили (парили) белье,
девица брала три горсти печной золы, слегка подсушивала и
смешивала с принесенной солью. Одну половину этой смеси она тайно высыпала
у дверей добра молодца, а другую половину — у крыльца соперницы.
Разбрасывая соленую золу, девица произносила: «Как эта зола с
солью не сойдутся, гора с горой не сойдется, берег с берегом не
сойдется,
КИРПИЧНЫЙ
ОРАКУЛ
Даже у человека, чуждого
предрассудкам, возникает порой какое-то суеверное отношение к
огню. Писатель М.М. Пришвин записал однажды в своем
дневнике: «...ставлю самовар. Лучинки вспыхивают по краям, где
обломлено, и тухнут, остается едва живой огонек, и я загадываю,
спасая его, повертывая вниз, — выживет огонек — и я выживу еще как
писатель, еще попишу. И огонек' |
так и вы, рабы божьи (здесь
назывались имена), не сойдетесь во веки веков. Аминь!»
«Изжигание» любви. Если все попытки присушить добра молодца, а
также поссорить его с соперницей оказались безрезультатными,
ничего не оставалось делать, как «изжечь» (изгнать) любовь из своего сердца, чтобы навеки
покинула тоска-печаль. На Крещение, когда в доме топилась
печь, девица клала в огонь
камень, например один из тех, которые используются в качестве
гнета при засолке огурцов. Когда камень накалялся, девица подхватывала его
на ухват и бегом несла к ближайшей проруби. Когда камень с шипением
опускался на дно реки или пруда, девица наклонялась к проруби и
внимательно рассматривала его. Если камень разваливался на части, то
это было верным признаком того, что печаль-тоска уйдет навсегда.
Когда же оказывалось, что камень остался целым и невредимым, то это
означало, что все старания были напрасны. |
|||
выжил». Что же говорить о
простой крестьянской женщине, которая ежедневно имела дело с
огнем, от которого полностью зависел успех в ее повседневной
работе.
Считалось, что по тому, как
вел себя в печи огонь, можно судить о
будущем. |
||||
|
||||