Вернуться к содержанию

146
Геннадий Федотов
вают горячей олифой. С помощью правила резаком проводят две го­ризонтальные линии, в пределах которых будут размещаться эле­менты будущего узора. Приложив между этими линиями шаблон к плоскости печи, обводят его кон­чиком резака или шилом (рис. 39, а). Затем шаблон снимают и по намеченным линиям делают реза­ком прорези, соответствующие глубине будущего рельефа (рис. 39, б). На следующем этапе выби­рают стамеской лишнюю глину между элементами узора, одно­временно опуская фон (рис. 39, в). Завершают работу над рельефом
детальной проработкой выступа­ющих элементов узора с помощью резака, петелек и полукруглых стамесок (рис. 39, г). В такой же последовательности выполняют резьбу вокруг устья печи и печурок (рис. 40, а, б). Уз­кие рельефные пояски на пере­трубье выполняют с помощью фигурных циклей и шаблонов (рис. 40, в). Вначале с помощью циклей формуют валики, на кото­рые накладывают шаблоны и об­водят шилом. В дальнейшем ис­пользуются уже известные прие­мы резьбы, о которых было рас­сказано выше.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И КРЕПЛЕНИЕ ДЫМНИКОВ
В конце XIX века листовой ме­талл становится самым распро­страненным материалом в боль-
ших и малых городах. И, как все­гда, в работе с ним сказалась из­вечная потребность народных ма-

 

 


Русская печь
147
стеров творить красоту. Если дом украшали резным декором, то нередко ему в лад создавали не менее выразительное убранство крыши из кружевной жести. До­полняя деревянный декор, оно усиливало художественную вы­разительность архитектурного сооружения. Вдоль конька на са­мом верху крыши мастера укреп­ляли ажурный гребень, по краям которого устанавливали иногда миниатюрные башенки с флюге­рами. Кружевной просечкой ук­рашались воронки водосточных труб.
И конечно же, без внимания не могли быть оставлены самые вы­сокие точки дома — печные трубы.
большой выдумкой и любовью навершия, или дымники. Порой дымники напоминали сказочные терема. И это не случайно. Ведь видимый издалека дымник слу­жил как бы своеобразной визит­ной карточкой дома. Как и насто­ящие архитектурные сооруже­ния, дымники могли иметь самые разнообразные формы крыш: двускатную, шатровую, вальмо­вую (четырехскатную), сводча­тую (полуцилиндрическую), шпи­леобразную, четырехщипцовую (с четырьмя фронтонами, или щипцами) и с крестовым сводом. На дымниках довольно часто ук­репляли флюгера, указывающие направление ветра. Их также вы­резали из кровельного железа. Поскольку они находились до­вольно высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя, силуэтное изображение старались делать обобщенным, без излишних мелких
деталей. Оно должно было четко вырисовываться на фоне светлого неба, оставаясь хорошо различимым. Обычно вырезали силуэт человека или животного.
Чтобы дождь не размывал кир­пичную кладку, на их оголовки надевали специальные колпаки из кровельного железа.
А чтобы дождь и снег не попадали внутрь трубы, над отверстием ды­мохода укрепляли сделанные с

 


148
Геннадий Федотов
При легком дуновении фигурки тут же поворачивались в сторону, противоположную ветру. Тради­ции художественной обработки листового металла продолжают жить и в наше время. На крышах домов можно встретить совре­менные дымники, сделанные с большой выдумкой и любовью. Однако нередко встречаются печ­ные трубы, увенчанные импрови­зированными дымниками из ста­рого перевернутого чугуна, ведра и даже молочной фляги (рис. 41, а). Хотя они не украшают трубу, од­нако предохраняют от задувания ветра и намного улучшают тягу. Но все же их лучше использовать временно, пока не будет изготов­лен по всем правилам настоящий дымник.
Конечно, в обязанности печника-профессионала не входит необхо­димость делать для трубы колпак или дымник. Все это, как и печ­ные приборы, предоставляет за­казчик. Однако если читатель, не­знакомый доселе с печным делом, все же смог с помощью чертежей-порядовок, приведенных в этой книге, сложить добротную печь, то и освоить азы жестяного дела для него не составит особого тру­да. Начинать нужно с подготовки нужных инструментов и листово­го металла.
Колпаки и оголовки печных труб, а также дымники и воротники вы­полняют из тонкой листовой ста­ли, называемой в быту кровель­ным железом (рис. 41, б). Обычно лист кровельной стали имеет тол­щину 0,35—0,8 мм, ширину 510— 1250 мм и длину — 710—2500 мм.
Поскольку в кровельном металле содержится очень мало углерода, он обладает достаточно высокой пластичностью — легко гнется, режется ножницами, вытягивает­ся выколоточными молотками и чеканами, просекается обычными стамесками или специальными стальными сечками. Кроме обыч­ной стали, для оформления печ­ных труб может применяться так­же оцинкованная, имеющая высо­кую антикоррозийную стойкость. В случае отсутствия хорошей кро­вельной стали, ее можно заменить листовым металлом от старых ве­дер, корыт, бидонов и другой по­добной утвари, пришедшей в не­годность. Словом, при заготовке материала каждый должен про­явить определенную смекалку. Для работы с листовым металлом потребуются следующие инстру­менты: кровельный молоток, нож­ницы по металлу, кровельные кле­щи, плоскогубцы, киянка, сталь­ная чертилка и кромкогибщики. Не всегда есть возможность ку­пить специальные инструменты, изготовленные на заводе. Однако приобретать для разовой работы профессиональные инструменты вовсе нет необходимости. Напри­мер, вместо специального кро­вельного молотка, так называемо­го подсекальника (рис. 42, а), можно с успехом применить обычный четырехгранный сле­сарный. Киянку делают из твер­дого и вязкого дерева: бука или березы (рис. 42, е). Ручные ножницы для резки лис­тового металла бывают левые и правые. На рисунке изображены

Русская печь
149
Рис. 41

150
Геннадий Федотов
правые ножницы (рис. 42, б). Тот или иной вид ножниц применяют в зависимости от обстоятельств.
вельщики используют специаль­ные кровельные клещи (рис. 42, г). Но если подобные работы выпол­няются эпизодически, от случая к случаю, то вполне можно обой­тись обычными плоскогубцами. Наравне с этими инструментами используют специальные кром­когибщики (рис. 42, в). Они быва­ют постоянными, с вырезами, строго соответствующими шири­не сгибаемой кромки, и универ­сальные, у которых глубина вы­резов регулируется в зависимо­сти от необходимости. Любой из этих инструментов легко изгото­вить своими руками. Универсаль­ный кромкогибщик состоит из трех стальных пластин, имеющих толщину 2,2—3 мм, соединенных друг с другом двумя болтами. Средняя пластина имеет хвосто­вик, на который насажена дере-
Если линия (риска), по которой нужно разрезать металл, на­ходится слева, то удобнее ис­пользовать правые ножницы. Их лезвия не заслоняют риску, и она хорошо видна. В случае расположения риски справа ис­пользуют левые ножницы.
Конечно, при определенном на­выке металл достаточно точно можно разрезать даже одним ти­пом ножниц, при любом располо­жении рисок. Но сделать это го­раздо труднее.
Для отгибания кромок листового металла профессиональные кро-
Рис. 42

Русская печь
151
вянная рукоятка. Меняя боковые пластинки, отгибают кромки не­обходимой ширины. Скажем, для того чтобы соединить два листа, у одного из них нужно отогнуть кромку шириной 6 мм, а у друго­го — 12 мм. Соответственно и бо­ковые пластинки должны высту­пать относительно средней имен­но на эти величины. Для нанесения различных разме­точных рисок при раскрое листо­вого металла используют чертил­ки, изготовленные из стальных спиц или же пришедших в негод­ность надфилей (рис. 42, д). Кроме перечисленных инстру­ментов, применяются и мери­тельные: угольники, линейки и циркули.
Фальцевые соединения. Шов, полученный при соединении двух металлических листов, при-
нято называть фальцем. Фальцы бывают лежачими, стоячими и уг­ловыми. В зависимости от слож­ности их изготовления, они могут быть простыми и двойными. Ча­ще всего применяются простые — одинарные, но в тех случаях, ко­гда требуется особая прочность соединения, делают двойные фальцы.
Чтобы набить руку в изготовле­нии различных типов фальцев, используют всевозможные обрез­ки кровельного железа и даже жесть от консервных банок. Сги­бать кромки можно также с помо­щью деревянной киянки. Но для этого на краю верстака или стола нужно прикрепить шурупами стальной уголок (рис. 42, ж). Лист или его обрезок кладут на верстак так, чтобы риска, прове­денная на нем вдоль края, совпа-
ж — изготовление простого одинарного
фальца;
з — стадии изготовления лежачего
и стоячего двойного фальца.
Рис 42 (продолжение)

152
Геннадий Федотов
ла с ребром уголка. Двумя силь­ными и точными ударами киянки кромку отгибают сначала на про­тивоположных краях листа, а за­тем и посередине (рис. 42, ж 1). Лист, отогнутый в трех местах, более надежно фиксируется в за­данном положении. Такие отгибы кровельщики называют маячны­ми. После выполнения маячных отгибов кромку отгибают уже не спеша по всему краю листа (рис. 42, ж 2). Когда кромка окажется под прямым углом к листу, его пе­реворачивают и сваливают киян­кой кромку, то есть сгибают ее так, чтобы она оказалась парал­лельной плоскости листа (рис. 42, ж 3). Между листом и отогнутой кромкой должен оставаться за­зор, достаточный для того, чтобы в него можно было бы просунуть кромку другого листа. Таким же способом отгибают и заваливают кромку второго листа и заводят ее за кромку первого (рис. 42, ж 4). Однако полученный таким спосо­бом замок легко разомкнуть. Что­бы этого не произошло, фальц тщательно проковывают, а затем на уголке подсекают молотком, предварительно положив сверху ровную металлическую планку. После подсечки фальца соединен­ные листы окажутся в одной пло­скости, и, чтобы отделить их друг от друга, необходимо довольно большое усилие (рис. 42, ж 5). Как уже говорилось, двойные фальцы намного прочнее одинар­ных. Они бывают двух видов: сто­ячий и лежачий. Выполняют та­кие фальцы в следующей после­довательности. Вначале отгибают
на краях листов кромки. При этом у одного из соединяемых ли­стов отгибаемая кромка должна быть шире, а у другого — уже (рис. 42, з 1). Затем кромки при­жимают друг к другу и край более широкой из них огибают вокруг узкой (рис. 42, з 2). Полученный фальц уплотняют и сгибают од­новременно обе кромки (рис. 42, з 3). Фальц уплотняют, подставив сбоку металлическую планку. Та­кие фальцы называют стоячими, их используют при покрытии ли­стовой сталью скатов крыши, для которой необходима не только прочность, но и жесткость фраг­ментов кровли. Стоячий фальц легко можно превратить в лежа­чий, свалив его на одну сторону (рис. 42, з 4), а затем выполнив с помощью стальной планки и мо­лотка подсечку (рис. 42, з 5). Мастер выбирает тот или иной вид фальца, исходя из практиче­ской целесообразности. Там, где, по его мнению, нужна дополни­тельная прочность, применяют двойной фальц. Для изготовле­ния дымника, колпака и воротни­ка чаще всего используется оди­нарный фальц. Кроме того, от­дельные детали соединяют с по­мощью клепки.
Изготовление воротника дымо­вой трубы. Надевать на трубу ме­таллическую «одежку» начинают с воротника. Прежде всего необ­ходимо добиться, чтобы дожде­вая вода не проникала по трубе на чердак. Воротник состоит из двух частей, так называемых фарту­ков — нижнего, расположенного на скате крыши ниже трубы, и,

Русская печь
153
соответственно, верхнего, укреп­ляемого выше за трубой. В свою очередь каждый из фартуков со­стоит из трех частей, соединен­ных друг с другом с помощью фальцев. Детали фартуков изго­товляют на основе точных изме­рений ствола готовой трубы (рис. 43, а). Путем обмеров устанавли­вают размеры сечения трубы пло­скостью крыши. Также измеряют угол наклона крыши относитель­но вертикальных ребер трубы (рис. 43, б). На основании полу­ченных размеров вычерчивают развертки деталей. А поскольку
труба трубе рознь, на наших чер­тежах указаны лишь постоянные при изготовлении фартуков лю­бых видов кирпичных труб. Так, например, у нижнего фартука предусматривают перехлест ши­риной 20 см.
Готовые фартуки устанавливают на крыше в следующем порядке. Сначала крепят нижний фартук с таким расчетом, чтобы он нахо­дил на ниже лежащий лист кров­ли не менее чем на 20 см, а затем устанавливают верхний фартук, который своими нижними края­ми должен находить на края ни-
Рис. 43

154
Геннадий Федотов
жележащего фартука. Благодаря этому дождевая вода стекает вниз, не попадая в стыки. Установленные фартуки воротни­ка соединяют с кровлей с помо­щью стоячих фальцев (рис. 43, в). Труба может выходить из крыши на самом различном расстоянии от конька. Если конек окажется рядом с трубой, то верхний край фартука соединяют непосредст­венно с ним. В тех местах, где край одного листа накладывается на другой, заранее наносят слой густой масляной краски. Колпак для оголовка трубы. Колпак предназначен для защиты
оголовка трубы от дождя, а также для крепления на нем дымника. Собирается он из отдельных де­талей, которые крепятся с помо­щью угловых фальцевых соеди­нений (рис. 44). Всего деталей пять: четыре боковины (рис. 44, з) и крышка (рис. 44, а). Чтобы точ­но установить размеры деталей, тщательно измеряют оголовок трубы и вырезают из картона шаблоны для боковин и крышки. В местах предполагаемых соеди­нений оставляют кромки опреде­ленной ширины (рис. 44, д). Не­посредственно на оголовке трубы еще раз проверяют точность изго-
Рис. 44. Колпак для оголовка трубы:
а — крышка; б — ободок; в — скат;
г — фальцы; д — кромки; е — капельник;
ж — последовательность выполнения углового фальца.

Русская печь
155
товления шаблонов и лишь толь­ко после этого накладывают их на листовой металл и обводят чер­тилкой. Одновременно наносят риски, служащие ориентиром при отгибании кромок. Затем детали вырезают и приступают к их сги­банию. Прежде всего нижние края боковин изгибают так, что­бы получился выступ, отходящий в сторону не менее, чем на 15 мм (рис. 44, е). Так как этот выступ предназначен для отвода от тру­бы дождевых капель, его называ­ют капельником. Затем боковины изгибают под углом, установлен­ным с помощью примерки их к оголовку. Достаточно установить угол сгиба лишь одной детали, чтобы у трех остальных сделать точно такой же угол между обод­ками (рис. 44, б) и скатами (рис. 44, в). В последнюю очередь отги­бают кромки. У ободка кромки сгибают под углом 45°, а у ската примерно под углом 60°. Для со­единения деталей используют специальный угловой фальц, от­личающийся предельной просто­той (рис. 44, ж 1—3). После того как боковины будут собраны в единое целое, их соединяют так­же с крышкой с помощью углово­го фальца.
Когда ствол трубы и оголовок надежно защищены от дождя, неплохо позаботиться о том, чтобы влага не попадала в тру­бу, то есть изготовить из кро­вельного железа специальный дымник.
Дымники очень разнообразны по форме и конструкции. Задача ма­стера состоит прежде всего в том, чтобы определить, какой тип дымника более подходит для оп­ределенной трубы и определен­ного строения.
Дымники со сводчатой крышей. Наиболее простые дымники, за­щищающие трубу от попадания в нее дождя и снега, имеют сводча­тую крышу (рис. 45).
Простой дымник состоит из пяти очень простых деталей: прямоугольного листа, согну­того дугой, и четырех стоек.
Прямоугольную развертку выре­зают с таким расчетом, чтобы она с достаточно большим запасом перекрывала отверстие в трубе. По краям сводчатой крыши мож­но сделать простейшее традици­онное украшение. Для этого на двух противоположных краях ли­ста выполняют на одинаковом расстоянии друг от друга небо­льшие надрезы, слегка наклоняя их то в правую, то в левую сторо­ну (рис. 45, а). На углах прямо­угольника с помощью заклепок прикрепляют четыре стойки, из­готовленные из стального уголка. Если подобрать такие уголки не удалось, их, изготовляют из не­скольких слоев кровельной стали (рис. 45, б). После того как раз­вертка крыши будет надежно со­единена со стойками, ее сгибают дугой. Затем кровельными кле­щами или плоскогубцами трапе-циевидные пластинки поочеред-

15б
Геннадий Федотов
но отгибают то в одну, то в другую сторону (рис. 45, в). Каждый ото­гнутый элемент располагают под прямым углом к поверхности сводчатой крыши. Полученный таким образом простейший узор очень выразительно смотрится на фоне светлого неба. Именно это обстоятельство, а также простота исполнения сделали этот вид дымника популярным у народ­ных мастеров. Довольно часто сводчатую крышу дымника вен­чали силуэтные изображения че­ловеческих фигурок, а также зве­рей и птиц, среди которых наибо­лее популярным был петух, сим­волизирующий время. Все дымники, в том числе и со
сводчатой крышей, обычно при­крепляют с помощью заклепок (рис. 45, г) к колпаку трубы (рис. 45, д), а также к его кромкам, ото­гнутым внутрь трубы. Стойки дымника загибают так, чтобы их концы с просверленными или прибитыми загодя отверстиями плотно прилегали к кромкам ды­мового отверстия в колпаке. Кол­пак с крышей надевают на верх трубы, сажают на раствор и закре­пляют в нескольких местах шты­рями или длинными гвоздями. Обычно сводчатая крыша не ме­шает, когда возникает необходи­мость почистить трубу. Тем не ме­нее клепки, соединяющие две со­седние стойки с крышей дымни-
Рис. 45

Русская печь
157
ка, можно заменить на болты с гайками. Во время чистки болты вывинчивают и отводят сводча­тую крышу в сторону.
Дымники с шатровыми крыша­
ми. Подобные дымники чаще все­го называют зонтиками, посколь­ку они действительно напомина­ют раскрытые над трубой зонти­ки (рис. 46).

Зонтики могут быть как кони­ческими, так и пирамидальны­ми.
Над круглыми металлическими трубами обычно устанавливают конические зонтики. Чтобы по­строить развертку зонтика, имею­щего небольшую конусность, на листе кровельной стали чертят круг (рис. 46, г). Через его центр проводят две взаимно перпенди­кулярные осевые линии. Ножку циркуля ставят в одну из точек пересечения этих линий с окруж­ностью (О). Затем раствором циркуля, равным радиусу, делают на окружности засечку. Получен­ную точку Б соединяют с цент­ром. Сегмент АОБ будет равен 1/12 части круга. Если же желают сделать конус более крутым, то сегмент должен быть равным 2/12 частям круга. Чтобы полу­чить из развертки конус, сегмент вырезают, но не полностью, а ос­тавив две кромки для фальцевого соединения. К вершине конуса прибивают гвоздем выточенную из дерева маковку, придающую дымнику законченный вид.
Дымники с четырехщипцовой крышей.
Дымник, крыша которо­го имеет четыре щипца, или фронтона, отличается особой де­коративностью и выразительно­стью силуэта (рис. 47). Украшен­ный деталями из просечного же­леза, он напоминает сказочный теремок. Чтобы изготовить дым­ник с подобной крышей, необхо­димо вырезать из кровельной ста­ли две заготовки. Одна из них, бо­лее крупная, представляет собой равносторонний треугольник (рис. 47, а). Через его центр из вершины проводят риски — ли­нии сгиба заготовки. Через одну
Развертка пирамидальных зонти­ков состоит из четырех равнобед­ренных треугольников (рис. 46, а). Чем уже основание этих тре­угольников, тем круче будут ска­ты у зонтика. По краям развертки оставляют кромки, которые сги­бают и проковывают. Иногда в оставленные кромки закатывают проволоку толщиной 3—4 мм (рис. 46, б). Это способствует уп­лотнению краев и делают конст­рукцию более жесткой. Готовую развертку укладывают на верстак и с помощью киянки проковыва­ют ребра (ОК, ОЛ, ОМ). Разверт­ку сгибают и соединяют простым лежачим фальцем (рис. 46, в). К каждому из четырех скатов при­клепывают стойку, которую в свою очередь крепят в трубе с по­мощью металлических штырей или длинных гвоздей. Иногда на верху зонтика укрепляют флю­гер, к стойкам крепят сетку или ажурную загородку, чтобы защи­тить трубу от попадания в нее птиц и осенних листьев.

158
Геннадий Федотов
Рис. 46

Русская печь
159
Рис. 47

160
Геннадий Федотов
из вершин треугольную заготов­ку разрезают по прямой линии до центра. Края украшают таким же простейшим узором, как и свод­чатую крышу. То есть края надре­зают предварительно ножницами, а затем поочередно отгибают тра­пециевидные пластинки в проти­воположные стороны. Вторая за­готовка соответственно в три раза меньше первой и представляет собой равнобедренный треуголь­ник (рис. 47, б). Надрезы для узо­ров делают только на одной сто­роне, а с двух других оставляют кромки, предназначенные для скрепления заготовок друг с дру­гом.
На верстаке, имеющем металли­ческий уголок, заготовки сгибают киянкой точно по нанесенным на металле рискам. Края заготовок совмещают и скрепляют клепка­ми (рис. 47, в). К готовой крыше прикрепляют заклепками четыре стойки (рис. 47, г), а сверху — ажурные гребни (рис. 47, д). Верх гребней скрепляют замком из ме­таллической трубки, вдоль кото­рой предварительно пропилива­ют крест-накрест два паза одина­ковой глубины. Надетая на вер­шину пересекающихся гребней, трубка не только надежно стяги­вает их, но при необходимости может служить также основанием для укрепления на крыше дымни­ка флюгера или просто какой-ли­бо фигурки (рис. 47, е). Обычно у готового дымника к стойкам прикрепляют ажурные бортики (рис. 47, ж). Их можно сделать из одной, двух или четы­рех заготовок: все зависит от того,
есть ли в распоряжении мастера лист кровельной стали достаточ­ной длины. Если заготовка всего одна, то достаточно лишь одного фальцевого соединения. При двух заготовках количество со­единений удваивается. На худой конец, заготовок может быть че­тыре, то есть столько, сколько бортиков. Перед тем как соеди­нить заготовки между собой, на них наносится просечной узор (о технике выполнения такого узора подробно рассказано в конце это­го раздела). Ажурные бортики со­единяют со стойками дымника с помощью заклепок, которые мож­но сделать из обычных гвоздей. Готовый дымник соединяют с колпаком оголовка и крепят вме­сте с ним на трубе (рис. 47, з).
Ветрозащитные дымники.
До сих пор речь шла о дымниках, ос­новное назначение которых — за­щищать трубу от попадания в нее дождя и снега. По сути дела, эти простейшие приспособления бы­ло бы более справедливо назвать не дымниками, а дождевиками или снеговиками. Но, вероятно, когда давалось это название, учи­тывалось не функциональное на­значение, а то, что находится дымник в клубах густого и горя­чего дыма. Однако существуют конструкции, которые не только уберегают трубу от атмосферных осадков, но и регулируют тягу в дымоходе. Известно, что сильный ветер может задувать в трубу, да­вя на выходящие из нее горячие газы. При этом тяга резко падает, часть дыма из топливника не по­падает в трубу, а захлестывает за

Устройство печи
Печная роспись
Дымник

Старинные изразцы XVII - XVIIIвеков

Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е гг. XVII в. Музей-эаповедник "Коломенское"

Русская печь
161
чело печи и проникает в помеще­ние. Если же на пути ветра около трубы установить преграду, то прежняя тяга восстановится. Но ветер даже в течение одного часа может несколько раз менять на­правление. Следовательно, и пре­града, защищающая трубу от вет­ра, тоже должна перемещаться в зависимости от направления вет­ра. Если бы обязанность переме­щать такой ветровой заслон взял
на себя хозяин дома, то ему при­шлось бы во время топки печи за­лезать на крышу не один раз. И тогда было найдено простое и хи­троумное решение — заслонять трубу от ветра должен сам ветер с помощью мощного флюгера (рис. 48). Дымник с ветрозащитным устройством состоит из крыши (рис. 48, г), полуцилиндрической ширмы (рис. 48, д) и полотна флюгера (рис. 48, в), жестко уста-
а — труба; б — ось; в — полотно; г — крыша; дполуцилиндр;
е — подпятник; ж — подшипник.
Рис. 48
6 Русская печь

162
Геннадий Федотов
новленных на вертикальной оси (рис. 48, б). Ось вместе с ними вращается на подшипниках, укре­пленных во время кладки трубы на двух уровнях (рис. 48, е, ж). Нижний подшипник, или подпят­ник, служит упором для оси. При изменении направления ветра флюгер поворачивается, а вместе с ним и штора, которая заслоняет от ветра дымоход трубы. Благода­ря этому дым свободно выходит с подветренной стороны, не встре­чая на своем пути препятствия. Мало того, струи ветра не только не тормозят свободное прохожде­ние дыма из трубы, но и, скользя по полуцилиндрической поверх­ности, подсасывают его, усиливая
тем самым тягу в печи. Все как будто хорошо, но ветрозащитное устройство требует тщательного ухода.
Чтобы флюгер вместе со што­рой легко и свободно вращался, его подшипники надо постоян­но смазывать, а зимой сби­вать наледи, которые образу­ются при конденсации пара, выходящего вместе с дымом из трубы.
Поэтому подобные дымники бо­льше оправдывают себя в южных районах, где больше солнечных дней и менее суровы зимы.
Рис. 49
а — крыша; 6— навершие; в — стойки;
г — верхний стакан; д — нижний стакан.

Русская печь
163
В северных районах чаще всего используют дымник с ветроза­щитным устройством, не имею­щим подвижных деталей, так на­зываемый дефлектор. Название это происходит от латинского слова deflectere — «отклонять». Именно на принципе отклонения потоков воздуха основана работа этого устройства (рис. 49). Деф­лектор состоит из двух цилинд­ров, так называемых стаканов, и укрепленного над ними конусо­образного зонтика. Нижний ста­кан имеет цилиндрическую фор­му (рис. 49, д). Его функции обычно выполняет металличе­ская, керамическая или асбесто­вая труба, на которой монтирует­ся дефлектор. К нижнему стакану крепится на трех-четырех стойках (рис. 49, в) расширяющийся кни­зу верхний стакан (рис. 49, г) и зонтик (рис. 49, а). Действует де­флектор следующим образом. Струи воздуха, ударившись о стенки верхнего стакана, огибают его с боков. Другая часть воздуш­ных потоков, скользя по поверх­ности, заворачивает вверх, подса­сывая выходящий дым как снизу, так и сверху. При этом движение в трубе становится более интен­сивным, увеличивается тяга в пе­чи. Если же ветер дует не гори­зонтально, а под углом, сверху вниз или же, наоборот, — снизу вверх, то он также способствует усилению тяги. Дуя наискосок, он проникает снизу в верхний стакан через зазоры и подсасыва­ет поступающий в трубу дым. Ко­гда дует низовой ветер, проявля­ется один недостаток, который
присущ всем видам дымников: под сводом крыши возникают вихри, которые замедляют выход дыма. Поэтому у более совершен­ных дефлекторов снизу под зон­тиком устанавливают конус, ко­торый отражает потоки воздуха с дымом, рассекая их и выводя сра­зу же наружу.
Короны и венцы. В больших и малых городах России, реже в се­лах можно было встретить до­вольно много дымников-навер­ший, имеющих форму венцов и корон (рис. 50). Их устанавлива­ли на оголовках труб в качестве декоративных элементов, венча­ющих самую высокую точку до­ма. Красота и выразительность так называемых корон и венцов зависит прежде всего от таланта мастера, владеющего искусством просечного железа, поскольку ос­нову этих элементов декоратив­ного убранства печных труб со­ставляет ажур (рис. 51). В других , же дымниках ажур используется лишь для украшения отдельных деталей: бортиков, гребней и т.п. Поэтому каждый желающий ук­расить трубу своего дома короной или венцом должен освоить хотя бы азы техники просечного ме­талла.
Узоры на листовой стали. Прие­мы выполнения ажурных просеч­ных узоров можно рассматривать на примере изготовления гребня для четырехщипцовой крыши дымника. На листе плотной бума­ги в натуральную величину вы­черчивают гребень вместе с конту­рами ажурного рисунка (рис. 51). Затем приступают к переведению
6*

164
Геннадий Федотов
Рис. 50

Русская печь
165
рисунка на кровельное железо. Бумагу прикрепляют по краям железного листа кусочками пла­стилина или же приклеивают бы­стросохнущим клеем. И с помо­щью керна переводят рисунок. Поставив боек кернера на линию рисунка, быстро наносят резкий, но не сильный удар. Затем, пере­местив кернер вдоль линии, нано­сят точно такой же удар; и так — до тех пор, пока не будет переве­ден весь рисунок. Достаточно, чтобы на поверхности металла ос­тавалась небольшая вмятина-точ­ка (керн). Расстояния между точ­ками изменяют в зависимости от характера линий. Например, пе­ренося на металл прямые или слегка изогнутые длинные линии, интервал между точками можно
делать достаточно большим. Но там, где нужно с бумаги перене­сти более сложные контуры мел­ких деталей, расстояние между кернами уменьшают. Затем пере­носят угловые точки разверток, а также центры дуг и окружностей. Закончив кернение и сняв бумагу с металла, с помощью стальной чертилки и линейки соединяют угловые точки развертки. Затем проводят окружности и дуги цир­кулем, имеющим на обоих концах стальные иглы.
Неоднократно повторяющиеся узоры переводят на кровельное железо с помощью шаблонов, ко­торые вырезают из тонкой фанеры или плотного картона. Шаблоном может служить одна из готовых ажурных деталей, изготовленная
Рис. 51

166
Геннадий Федотов
из кровельного железа. Шаблон представляет собой раппорт, то есть повторяющийся неоднократ­но элемент заранее разработанно­го орнамента в натуральную вели­чину. Если выполняют узор в по­лосе, то его обводят последова­тельно, перемещая вдоль заранее проведенной прямой линии. Для
обводки используют стальную чертилку или жировой карандаш типа «Стеклограф».
Жировые карандаши можно из­готовить своими руками, со­ставив пишущую массу из 4 ее-
Рис. 52

Русская печь
167
совых частей воска, 1 части топленого сала (можно взять кулинарный жир) и 2 частей черной порошковой краски или печной сажи. В расплавленный воск добавляют все остальные компоненты, тщательно пере­мешивают и выливают жид­кую массу в трубочки, выре­занные из высушенных полых стволов бурьянных трав, на­пример дудника, купыря и т.п. Вместо них можно использо­вать трубочки, скатанные из нескольких слоев бумаги. Когда восковая масса застынет, из нее образуется стержень, име­ющий достаточно большую твердость, необходимую для того, чтобы свободно прово­дить четкие линии на листо­вом металле.
стого массивного кряжа, который обычно используется для рубки дров, или на топчане. Просекание листового металла выполняют в следующей последовательности. Кончик лезвия сечки (или доло­та) устанавливают на контур ри­сунка (рис. 52, е). Чтобы удобнее было следить за кончиком лезвия, сечку слегка наклоняют. Убедив­шись, что лезвие установлено пра­вильно, не отнимая его от поверх­ности металла, придают сечке вертикальное положение (рис. 52, ж) и ударяют по торцу рукоятки молотком или киянкой (рис. 52, з). Сила удара должна быть тако­вой, чтобы кровельная сталь рас­секалась с одного раза. Убедив­шись, что металл просечен на­сквозь, сечку передвигают и снова устанавливают наклонно с таким расчетом, чтобы кончик лезвия слегка находил на уже просечен­ный участок. Затем сечку вновь выравнивают и наносят удар по торцу рукоятки. Так продолжают до тех пор, пока не будет полно­стью просечен намеченный уча­сток контура. Сечки с полукруг­лыми лезвиями отличаются от се­чек с прямыми лезвиями тем, что они имеют более высокую манев­ренность. Особенно удобно ими просекать контуры, имеющие сложную конфигурацию. При этом края просекаемого металла получаются плавными, без сту­пенчатости и заусениц. Полукруг­лыми сечками, имеющими широ­кие лезвия, просекают прямые или же незначительно скривлен­ные линии, а узкими — мелкие проемы со сложными кривыми
Ажурные узоры в листовом ме­талле просекают сечками. Их из­готавливают из инструменталь­ной стали У8 и У10. Рабочую часть каждой сечки после ее изго­товления закаливают. Рукоятки вытачивают из бука, клена или бе­резы. Чтобы предотвратить раска­лывание древесины от ударов мо­лотка, сверху на рукоятку набива­ют металлическое кольцо (рис. 52). Для просечных работ исполь­зуют несколько сечек с различной формой лезвий: прямой (рис. 52, д), полукруглой (рис. 52, в) и же­лобковой (рис. 52, г). Наравне со специальными сечками использу­ют обычные долота и стамески. Фигурные проемы просекают в листовом металле на торце тол-

168
Геннадий Федотов
линиями. Сечками с прямыми лезвиями (рис. 52, д) удобно про­секать металл по прямым линиям и особенно уголки ажурных про­емов. Желобчатыми сечками (рис. 52, г) просекают часто повторяю­щиеся закругленные мелкие дета­ли и круглые отверстия. Окраска дымников, колпаков и воротников. Чтобы защитить от коррозии стальное убранство печных труб, металлические час­ти грунтуют олифой, смешанной с тертым суриком. Грунтовку со­ставляют из 10-ти частей олифы и 1-й части сурика. Вместо сури­ка можно использовать охру или
просеянную через мелкое сито сухую глину. Грунтовку равно­мерно втирают в металл, следя за тем, чтобы на нем не оставалось даже самых незначительных про­белов. Примерно через сутки грунтовка высохнет, тогда изде­лия окрашивают масляной крас­кой. Воротник и колпак обычно окрашивают в тот же цвет, кото­рый имеет кровля дома, скажем коричневый или зеленый. Дым­ник лучше сразу окрасить в чер­ный цвет, потому что через ме­сяц-другой после того, как начнут топить печь, он все равно почер­неет от дыма.

Читать дальше

Используются технологии uCoz